В первые годы после распада Союза на обломках единой авиатранспортной отрасли в каждом аэропорту, где были приписаны те или иные самолеты (принадлежащие тогда к единственной советской авиакомпании "Аэрофлот") стали образовываться новые компании. Их называли объединенные авиационные отряды. В такую типовую компанию входил аэропорт со всей своей инфраструктурой и авиакомпания, имеющая флот из приписанных на тот момент к аэропорту самолетов. Практика оказалась не совсем удачная.
Аэропорт и авиакомпания - это разные субъекты хозяйственной деятельности, имеющие разные задачи. Взаимодействие между этими двумя типами бизнес компаний должны, в первую очередь, строиться на рыночных и договорных отношениях. С этой целью еще в 2004 году была проведена так называемая либерализация в отрасли. Смысл ее состоял в разделении авиакомпании и аэропорта для исключения появления монопольного использования того или иного региона или маршрутов. После проведения демонополизации любая региональная авиакомпания получила шанс прийти и работать в любой региональный аэропорт. Однако не все объединенные авиаотряды провели разделение до конца.
Юридически авиакомпании, конечно, отделились от аэропортов, но сохранились неофициальные договоренности о лоббировании аэропортом интересов местной авиакомпании и недопуске в аэропорт других российских авиакомпаний. Подобный протекторат со стороны аэропортов негативно влияет на эффективность авиаперевозок в регионе.
Например, уже год один из лидеров российских авиаперевозчиков авиакомпания "ЮТЭйр" не может зайти в аэропорт Саратова. Для выполнения региональных рейсов авиакомпании требуется оказание услуг по обслуживанию своих самолетов в местном аэропорту. Речь идет не о выполнении ремонтных работ или тяжелых форм технического обслуживания. Речь идет о элементарной послеполетной, предполетной подготовке самолетов, их временному хранению между выполнением рейсов. "ЮТЭйр" подал официальную заявку на проведение данных работ и получил отказ от руководства аэропорта Саратов.
Официальная версия для отказа заключалась в том, что аэропорт Саратова не обладает техническим персоналом и средствами наземного обслуживания для типов самолетов, которые летают в "ЮТЭйр". В первую очередь саратовский аэропорт "испугался" обслуживать ATR-42 / 72, CRJ-200, хотя без проблем обслуживает Як-40 и Як-42, принадлежащим местным "Саратовским авиалиниям". Самолеты "ЮТЭйр" не требуют никаких специальных средств наземного обслуживания для проведения работ в Саратове. Для этих целей вполне подойдут имеющиеся в наличии стандартные СНО. Что касается переподготовки технического персонала аэропорта, "ЮТЭйр" не раз предлагал руководству аэропорта Саратов направить своих инструкторов для проведения такой переподготовки, но получал отказ. Сейчас аэропорт Саратова является небольшим и обслуживает не более пяти рейсов за день. Приход "ЮТЭйр" позволил бы расширить возможности аэропорта, дать дополнительные рабочие места для города, увеличить пассажиропоток, но саратовскому аэропорту этого не нужно. Причина банальна. Сговор с целью монополизации маршрутов. Ничего особо доказывать даже не надо. Все могут доказать цифры. Стоимость билета эконом класса из Саратова в Москву составляет чуть больше 6 000 рублей. И долететь можно только на самолетах "Саратовских авиалиний". В тоже время, например, из Ульяновска, который находится на том же удалении от Москвы и из которого летают четыре рейса различных авиакомпаний, стоимость билета колеблется от 1500 до 4500 рублей.
К сожалению, это не единственный случай попытки монополизировать авиационный региональный узел. В различных аэропортах встречаются случаи, связанные с монополией на заправку самолетов, аэропортовое или навигационное обслуживание. Отсутствие конкуренции обычно порождает неоправданные цены и "отдуваться" в итоге придется пассажирам, а решать вопросы Государственному комитету РФ по антимонопольной политике.