Профессия бортпроводника, как и профессия пилота или штурмана, требует определенной подготовки и проверки навыков. Если в случае с летным и техническим персоналом, в России существует достаточно развитая инфраструктура учебных заведений, хорошо знакомая многим потенциальным кандидатам и будущим курсантам, то где обучают профессии стюардесс и бортпроводников, в России знают не многие.
Основным учебным заведением в России, осуществляющем обучение инспекторов воздушных судов, бортпроводников и инструкторов – бортпроводников, является специализированная «Школа бортпроводников», находящаяся на базе учебного центра Московского государственного технического университета гражданской авиации в Шереметьево. Школа была открыта еще в 1995 году.
Обучение проводится по двум основным направлениям: начальная подготовка и повышение квалификации бортпроводников. Весь процесс осуществляется с использованием парка самолетов (в которые входят такие типы как Ан-24, Ту-154, Як-40, Ил-62, Ил-86), вертолета Ми-8, а также большого числа различных тренажеров. Основные типы тренажеров позволяют отрабатывать действия кабинного экипажа в ситуациях задымления, пожара на борту, аварийного приводнения и эвакуации пассажиров. В конце 2010 года в Школе появился специализированный тренажер ТАСП-1, предназначенный для отработки различных нештатных ситуаций на борту самолета Boeing 373.
Что касается подготовки бортпроводников для других типов западной авиатехники, то она также осуществляется. Сам центр имеет необходимые сертификаты JAR, подтверждающие его полномочия как учебного заведения. Теоретическая подготовка проводится в Москве, а практическая – на базе аналогичных учебных центов в Европе. Так, в частности, «Школа бортпроводников» сотрудничает с Lufthansa Flight Training, Austrian Airlines and Swissair Training Center и рядом других. В ближайшие два года планируется приобретение четырех дополнительных тренажеров для подготовки на самолетах Boeing 767, Boeing 757, Airbus А320 Family, CRJ-100/200.
Отработка действий по эвакуации пассажиров при пожаре может также осуществляться на тренажере обобщенного типа, который представляет собой полноразмерный макет пассажирской кабины и оборудован имитаторами огня, задымления и шумовыми эффектами.
Помимо отработки ситуаций и изучения бортового оборудования того или иного типа самолетов и вертолетов, в Школе огромное внимание уделяется изучению английского языка. Причем это специализированный курс, который включает в себя специальную лексику, принятые мировые команды радиообмена и диалоги с пассажирами. Основными темами являются безопасность полетов, медицина, перевозки, питание, диспетчерский лексикон. Преподавание ведется лингвистами из ВУЗов, прошедших специализированную переподготовку.
Сроки подготовки и переподготовки могут быть от нескольких недель до года, в зависимости от курса, начального уровня знаний и программы обучения. Обычно курсантами Школы становятся сотрудники, направленные той или иной авиакомпанией, хотя возможно и поступление в школу на общих основаниях с последующим перераспределением. Да и обучение может вестись в несколько этапов. Пройдя начальный курс обучения, бортпроводник отправляется в авиакомпанию, где проходит стажировку и практический налет с бортпроводником-инструктором (которых также готовит Школа), а потом, получив начальную практику, может вернуться в Школу и повысить квалификацию. В Школе есть даже свое собственное кадровое агентство, занимающееся трудоустройством выпускников, как в российские, так и зарубежные авиакомпании.