Романтика авиационных путешествий возвращается. Если совсем недавно пассажирам было все равно, на чем лететь, то сегодня человек, покупая билет, интересуется, а какой именно тип самолета будет выполнять рейс. Люди, наблюдая по телевизору и читая в интернете о достижениях авиапрома, хотят воочию убедиться, правда ли так хороши эти новые самолеты. Рекордсменом по популярности, несомненно, является самый большой пассажирский самолет в мире А 380. Выбирая из нескольких авиакомпаний, обслуживающих один и тот же рейс, почти половина останавливается именно на эксплуатантах A 380.
Это и вправду роскошный самолет для пассажиров. Даже кресла в салоне эконом класса установлены на 10 см просторнее, чем в любом другом типе самолетов, а отдельные каюты для первого класса, вообще, не поддаются описанию. Да и нет самого ощущения сдавленности бортами самолета, настолько его салон кажется просторным.
Но российскому пассажиру хочется не только читать о достоинствах А 380, многие уже сейчас попробовали, каков этот самолет в полете. Насколько реально появление А 380 в России, задумались и в самом Airbus и высказали свое мнение по поводу вариантов появления самолета на рейсах в России. Таких вариантов два. Первый и более быстрый и реалистичный – это использование А 380 одним из текущих эксплуатантов для выполнения рейсов в российские города из-за границы. Второй – это покупка гиганта одной из крупных российских авиакомпаний.
Но прежде чем говорить о начале эксплуатации А 380 в России, необходимо проанализировать инфраструктуру российских аэропортов. Пока официально самолет могут принять только два аэропорта – в Москве Домодедово и в Новосибирске Толмачево. Официально – это значит, что оба аэропорта имеют соответствующий сертификат. Доработку и сертификацию аэропорты прошли, когда начались первые регулярные полеты А 380 по транссибирским маршрутам. Оба аэропорта были подготовлены, как аэропорта вынужденной посадки. Но согласно технических требований, А 380 может приземлиться в любом аэропорту, который может принимать Boeing 747, а таких сертифицированных в России уже десять. Что касается средств наземного обслуживания, то только две из 22 машин, необходимых Airbus, уникальные. Остальные – аналогичны наиболее распространенным во всех российских аэропортах. Отдельным вопросом руководство европейской компании выделяет наличие двухпалубного трапа, позволяющего осуществлять одновременную высадку и посадку пассажиров всех трех классов, не смешивая потоки, ускоряя процесс и соблюдая требования безопасности. Домодедово заявляет, что работы по созданию телетрапа уже в аэропорту ведутся.
Что касается конкретного авиаперевозчика, то среди существующих на сегодня эксплуатантов А 380, а это: Air France, Lufthansa, Emirates, Korean Air, Qantas и Singapore Airlines, наиболее вероятным называют авиакомпанию из Объединенных Арабских Эмиратов. Дело в том, что интенсивность пассажиропотока из России ежегодно растет, более чем на 5%, что выше среднемировой тенденции и стремление Emirates перевести этот основной поток через свой хаб в Дубаи, очень велико. Авиакомпания планирует приобрести 90 самолетов, и, как минимум один из них, должен попасть на российское направление. Более конкретных сроков в Emirates не говорят, хотя уже сейчас данный тип самолета заявляется авиакомпанией, как резервный на рейсах Дубай – Москва, и, теоретически, даже завтра А 380 может приземлиться в России, выполняя регулярный полет.
Что касается возможности покупки и использования А 380 одной из российских авиакомпаний, то, по мнению Airbus, ей может стать авиакомпания «Трансаэро». Свое мнение специалисты разработчика основывают на том, что экономическая эффективность использования самолета более всего проявляется на дальних маршрутах или коротких маршрутах с огромным пассажиропотоком. В России к первой категории относятся рейсы Москва – Владивосток, Москва – Хабаровск, а ко второй группе – Москва – Сочи, на котором ежедневно осуществляется более 40 рейсов на самолетах меньшей вместительности. «Трансаэро» имеет много подобных маршрутов в своем обслуживании, а также получила громадный опыт использования на них самолетов Boeing 747, что, по мнению Airbus, позволит «Трансаэро» эффективно использовать и А 380. В свою очередь, «Трансаэро» не отрицает факта ведения переговоров с европейской компанией, но пока до покупки еще очень далеко.
Как бы ни началась эксплуатация А 380 в России, в любом случае, самолет ждут, и работы для него найдется немало.