На самолетах летают все. В мире очень много мест, куда можно добраться только с помощью авиации. Да и по скорости перемещения, авиация пока вне конкуренции. Поэтому и пассажиром авиарейса может быть даже Президент России. Но кто и как возит Президента и Правительство страны?
Конечно, Президенты летают не на регулярных рейсах и не на обычных самолетах. В разных странах перевозка Первых лиц страны организована по-разному. Существует два основных типа организации авиационных рейсов - перевозка осуществляется Министерством обороны страны или же специально организованным авиаотрядом под флагом гражданской авиации. Например, в США обеспечение авиаперевозок Президента возложено на Министерство обороны.
У нас в России схема построена по другому. Все авиационные рейсы выполняются элитным авиационным отрядом, который носит сложное название "Федеральное государственное бюджетное учреждение Специальный летный отряд "Россия"", а проще - СЛО "Россия". Отряд находится в непосредственном подчинении Управления делами Президента РФ. Помимо Президента страны, отряд осуществляет перевозку Первых лиц государства, в состав которых входят: Премьер-министр страны, Председатель Совета Федерации, Председатель ГосДумы, Председатель Конституционного суда, Генеральный Прокурор России и ряд других официальных лиц. Аэропортом постоянного базирования отряда является московский аэропорт "Внуково".
Отряд ведет свою историю еще с далекого 1956 года, когда по решению Никиты Хрущева все перевозки высокопоставленных чиновников в СССР были переданы от Министерства обороны специально созданному авиаотряду гражданской авиации. Основной причиной такого решения было желание показать всему миру, что СССР - страна мирная и руководство страны летает, как гражданские лица. За более чем 50-летнюю историю спецотряд 235 не раз менял свое название, но суть его оставалась прежней - возить руководство страны.
В состав флота СЛО "Россия" сегодня входит как новые типы самолетов, такие как Ту-214, Ил-96-300, так и продукция советского авиапрома в лице Ту-134, Ту-154, Як-40, Ил-62. Есть в составе отряда и вертолетный парк Ми-8. Конечно все самолеты и вертолеты отряда являются переоборудованными для выполнения спецрейсов.
Хотя Управление делами Президента официально заявляет, что не планирует закупать авиационную технику иностранного производства для нужд СЛО "Россия", тем не менее в состав флота, помимо новых Ту-214, уже вошли два самолета Dassault Falcon 7x и к концу года планируется появление двух Аэробусов А-319. Вопрос остается открытым: правильна ли такая политика государства, имеющего собственную сильную авиационную промышленность или нет, но с точки зрения качественного обеспечения перевозки Первых лиц страны, СЛО "Россия" понять можно.