Пожары стали повседневным явлением из-за глобального изменения климата. Жара, стоящая на улице и неосторожное обращение с огнем вызывают масштабные природные пожары, охватывающие десятки, а то и сотни квадратных километров. Остановить такую стену огня, зачастую, возможно только с воздуха, применив специализированную авиатехнику.
В России основную функцию «авиационных пожарных» выполняет спецподразделение авиации МЧС. Иногда к ней на помощь приходят самолеты и экипажи из состава Военно-транспортной авиации России, но львиная доля работы выпадает все-таки на Министерство по чрезвычайным ситуациям. В текущий состав флота противопожарной авиации входят 18 самолетов и 35 вертолетов. Все летательные аппараты оборудованы специализированными ВАПами – выливными авиационными приборами и танкерами для воды. Наибольшая нагрузка при тушении пожаров ложится на шесть водных танкеров на основе самолета Ил-76 (их в шутку называют водными бомбардировщиками) и четыре самолета амфибии Бе-200. Самолеты могут переносить и распылять не только воду, но и огнегасящие смеси.
Танкеры на основе Ил-76 получают, устанавливая на обычный транспортный самолет систему ВАП. В такой конфигурации Ил-76 способен перевозить до 42 тон жидкости и выливать ее за 7 секунд с высоты не более 50 метров, накрывая при этом площадь до 60 000 кв м. Подобный водяной удар является наиболее эффективным средством тушения для крупномасштабных возгораний.
Многоцелевой самолет Бе-200 – это вообще уникальная машина. Благодаря своим возможностям осуществлять забор воды в полете прямо с поверхности водохранилища, самолет может на одной заправке топливом осуществить сброс, более чем 300 тон воды и вернуться на аэродром за 100 км от места возгорания. Но на этом возможности самолета не ограничиваются. При необходимости самолет может вести спасательно-разведывательные операции, осуществлять эвакуацию пострадавших, перевозить грузы. Самолет Бе-200ЧС был специально спроектирован и построен для МСЧ России и не имеет аналогов в других странах.
Помимо самолетов, для тушения более локальных пожаров может применяться и вертолетная авиация. Все вертолеты авиаотряда МЧС могут быть оснащены различными по объему емкостями, которые располагаются на внешних подвесках машин. Водяной запас одного вертолета может быть от 5 до 15 тон. Основными пожарными вертолетами у МЧС являются Ми-26, Ми-8 и Ка-32.
После ситуации, сложившейся в России с пожарами в прошлом году, была разработана программа по значительному увеличению парка авиации МЧС, согласно которой в ближайшие годы ведомство получит еще более 20 новых самолетов и вертолетов. Но это вопрос будущего, а уже сейчас авиация МЧС снова ведет активную борьбу с природными пожарами по всей территории России. Так, например, один Ил-76 и один Ми-8 тушат сейчас пожары в Волгоградской области. В Архангельске находятся Ил-76 и три Ми-26 и Ми-8, борясь с лесными пожарами. В Ростове верховые пожары тушит Ил-76. Конечно, ситуация в текущем году гораздо спокойнее, чем в 2010, но пожарным МЧС расслабляться не стоит.