С определенной периодичностью российские пассажиры, пытающиеся воспользоваться чартерными рейсами, становятся инструментом, с помощью которых авиакомпании и Росавиация пытаются решить между собой спорные вопросы.
Обычно это происходит следующим образом. Люди покупают туристические путевку, включающие авиаперелет чартерным рейсом или, даже, просто каким-то образом покупают место на чартере. Прибыв в аэропорт, ничего не подозревая, садятся в самолет. А самолет не взлетает. Проходит какое-то время, начинаются волнения. Пассажиров снимают с борта, возвращают в аэропорт, сообщая, что, мол, Росавиация не дает разрешение на вылет. Люди, конечно, возмущены, и справедливо. Они заплатили деньги, а эти чиновники не хотят их выпускать.
Но, на самом деле, именно авиаперевозчик ведет себя некорректно. Разрешение на выполнение того или иного чартерного рейса выдается заблаговременно, а не непосредственно перед вылетом. Авиакомпания собирает и подает необходимый пакет документов, а Росавиация выдает разрешение, используя правовые аспекты межправительственных соглашений с той страной, куда направляется чартер, и согласовав рейс с назначенным регулярным авиаперевозчиком на данном направлении. Конечно, процедура очень устарела, и требует пересмотра, на который Росавиация не спешит идти. Давно пора упростить получение разрешения и вообще отказаться от сложных юридических согласований. Если уже стали точечно вводиться правила открытого неба, то имеет смысл начинать процедуру пересмотра и межправительственных соглашений по авиации.
Но пока процедура легитимна, ее необходимо исполнять. Чартерные перевозчики же, не получив разрешение на вылет, не спешат уведомлять об этом ни туроператора, ни пассажиров. Вначале не оставляются попытки решить вопрос всеми доступными методами, используя даже время, когда идет регистрация на рейс. Затем, когда становится понятно, что разрешения не будет, авиакомпания решает попробовать «надавить» на Росавиацию с помощью пассажиров. Осуществив посадку на борт и продержав там какое-то время пассажиров, авиакомпания обращается к перевозчику повторно, но уже с акцентом на то, что дайте разрешение, люди, испытывают значительные неудобства и высказывают недовольство. И Росавиация идет на уступки, разрешая вылет.
Но такая ситуация становится все более частой. И уже Росавиация впору серьезно задуматься о прекращении такой практики. Что касается этичности поведения перевозчиков и использование ими в качестве инструмента для шантажа своих пассажиров, то это вообще отдельная тема. И с этим необходимо бороться самим пассажирам. Коллективная претензия к туроператору и, последующее за ней, обращение в суд – вот единственный способ решения вопроса для тех, кто так и не смог улететь. Росавиация и авиакомпании должны, наконец то, договориться о процедуре, услышав требования друг друга, и эту процедуру исполнять, не вовлекая в свои разборки пассажиров.