Договор «Открытое небо» - это международное соглашение, которое подразумевает предоставление своего воздушного пространства для полетов инспектирующих летательных аппаратов других стран. Целью проведения подобных полетов, является мониторинг военных объектов и промышленности для недопущения нарушений мировых договоренностей по контролю над вооружением. Договор был подписан 20 лет назад и его участниками являются 34 страны. Российская Федерация присоединилась к соглашению десять лет назад и теперь регулярно совершает инспекционные полеты. Основными объектами контроля для нашей страны являются территории США и Канады.
До недавнего времени полеты в рамках Договора «Открытое небо» осуществлялись на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OC-135B, созданный на базе Boeing 707. России был нужен более пригодный для подобных миссий самолет, разработку которого и было поручено Правительством головному предприятию – концерну радиостроения «Вега». За основу носителя комплекса был выбран самолет Ту-214, который в качестве летательного аппарата, полностью удовлетворяет требованиям норм летных годностей всех стран – участниц Договора. Самолет получил обозначение Ту-214ОН и по заключению экспертов, входящих в состав комиссии «Открытое небо», является самым лучшим типом самолетов для подобных миссий.
Первый прототип самолета был изготовлен на казанском авиазаводе КАПО им. С. П. Горбунова и взлетел в начале лета текущего года. В настоящее время Ту-214ОН проходит летно-сертификационные испытания и планируется к серийному изготовлению. Состав экипажа самолета включает в себя пять человек. Помимо этого в кабине пилотов предусмотрено рабочее место для наблюдателя от страны, территория которой исследуется.
В салоне самолета предусмотрено два отдельных отсека. В первом располагаются места для руководителя миссии и руководителя представителей наблюдаемой стороны. В их отсеке имеется два монитора, на которые можно выводить любую информацию с рабочих мест основного салона операторов. Автоматизированные рабочие места (АРМ) установлены в следующем отсеке. В Ту-214ОН возможно установить до пяти подобных мест. В комплект каждого АРМ входит по два дисплея, выводящих всю необходимую контролируемую информацию, данные о текущем местоположении самолета, а также видеоизображение с камер слежения поверхности земли. Вся получаемая информация постоянно фиксируется на различных типах носителей, а за работой каждого оператора следит еще один представитель страны наблюдения. Таким образом, в период проведения непосредственного мониторинга на борту самолета может находиться 31 человек, а на обычных перегоночных полетах – до 56.
Главной особенностью самолета, является комплект бортовой аппаратуры слежения и фиксации информации. Он расположен в двух грузовых отсеках. В переднем располагаются телекамеры и аппараты аэрофотосъемки. Процесс съемки ведется через специальные иллюминаторы, имеющие защитные экраны, закрывающиеся при взлете и посадке. В заднем отсеке располагаются радиолокаторы с боковым обзором, специальные навигационные системы и системы фиксирования информации. Основной радиолокатор располагается в радиопрозрачном обтекателе непосредственно под фюзеляжем.
Но, кроме самолета, в разработку входило и создание целого комплекса наземной обработки полученных данных, система тарировочой и проверочной аппаратуры для калибровки и тестирования точности приборов самого самолета, а также средства учебно-тренировочного характера, позволяющие проводить обучение, как летного состава и операторов АРМ, так и всех специалистов наземных служб обработки информации.
Первый образец самолета уже был представлен на МАКСе. Передача в эксплуатацию данного борта намечена на конец года. Второй самолет находится в цехе окончательной сборки и будет закончен к середине лета следующего года. Дальнейшая судьба проекта пока не сообщается. Возможно, подобные комплексные решения будут предложены и другим участникам Договора «Открытое небо», т.к. процесс контроля территории является перманентным.