Сегодня все чаще и чаще можно услышать новости о том, что в России планируется или уже ведется так называемая отверточная сборка летательных аппаратов зарубежной разработки. Только из недавних новостей можно обратить внимание на проект по сборке DHC-6 Twin Otter компанией «Витязь», отмененный в последнюю секунду проект «Ростеха» по запуску производства канадский Bombardier Q400, и замененный на австрийский легкий самолет Diamond, и даже запуск изготовления чешских популярных самолетов L-410 компанией УГМК. Все эти проекты только на этапе старта оцениваются от 100 до 200 млн. долларов прямых инвестиций. И все они обещают решить проблему нехватки относительно недорогой, но современной авиационной техники для российских авиакомпаний.
Кроме того, не стоит забывать, что создание наиболее значимых российских моделей самолетов, таких как SSJ-100 или MC-21, не может обойтись без зарубежных комплектующих, технологий, подрядчиков. Количественно состав импорта в, казалось бы, чисто российских самолетах доходит до 80 – 90%. И такое положение дел не может не настораживать. Резонно возникает вопрос, какую ситуацию мы имеем на сегодняшний момент, попадая в прямую зависимость от иностранной авиационной промышленности.
Мнения по данному вопросу, к сожалению, разделились. Одни называют тенденцию увеличения отверточной сборки панацеей, способной вытащить отрасль из глубокого кризиса и обеспечить удовлетворение потребности в летательных аппаратах. Подобная ситуация сложилась и в автомобильной промышленности, и там переход на отверточную сборку был признан единственно правильным.
Другие говорят, что подобное открытие рынка для зарубежных производителей – это огромное заблуждение. Даже если не говорить о своеобразной зависимости, в которую попадает Россия, подобные акции просто окончательно уничтожают собственных производителей и разработчиков. Да, авиация получит новые и недорогие самолеты, но страна потеряет целых пласт промышленности.
Истина, скорее всего, где-то посредине. Просто нужно четко различать, что даст России допуск на внутренний рынок иностранного производителя. Если это внедрение новых технологий, преемственность зарубежного опыта при проектировании, создание уникальных производственных линий, то такая стратегия вполне обоснована. Именно по такому пути сегодня идут в проекте МС-21. Если же речь идет об отверточной сборке в прямом смысле слова из узлов и агрегатов, залежавшихся на складах производителей, то такой подход вряд ли можно оправдать.