Глобальные изменения в правилах летной деятельности, введенные в действие Росавиацией в течение этого лета, заставляют авиакомпании уже сейчас предпринимать решительные действия, чтобы не остановить свою деятельность к моменту вступления в силу измененного законодательства. Одним из проблемных вопросов является вступление в силу с начала 2012 года Федеральных авиационных правил, обязывающих все самолеты, летающие как на внутренних, так и на международных линиях (МВЛ) оборудовать системой предупреждения раннего приближения земли GPWS. Это касается всех летательных аппаратов, чья масса составляет более 5,7 тон. Ранее подобное правило касалось только международных воздушных линий, а теперь распространилось и на внутренние.
Авиакомпания «НордАвиа», принадлежащая горно-металлургическому комбинату «Норильский никель» имеет в составе своего флота 4 самолета типа Ан-24. Выполняя регулярные рейсы из Архангельска, который является базовым аэропортом компании, самолеты летают как на внутренних рейсах, так и на международных. «НордАвиа» обеспечивает перевозку пассажиров не только в Центральную часть России, но и соединяя Архангельск с многими населенными пунктами Севера и Урала. На МВЛ самолеты Ан-24, обычно, летают в Финляндию. По этой причине два из четырех имеющихся у «НордАвиа» самолета Ан-24 уже оборудованы GPWS. Остальные два самолета использовались только на внутренних линиях. Теперь же, с введением новых правил, «НордАвиа» должна провести доработку и установить необходимое оборудование.
Стоимость самого оборудования плюс работы на его установку и проведение испытаний с целью получения нового Сертификата летной годности для каждого самолета достаточно высоки. А тут еще перспектива вообще получить запрет на применение Ан-24, как типа самолетов. Рассмотрев все варианты, «НордАвиа» приняла решение пойти по пути «ЮТЭйр» и закупить несколько региональных пассажирских самолетов франко-итальянского концерна ATR. С этой целью компания уже подписала один контракт на поставку ATR-42, которая будет реализована до конца этого года. Второй самолет данного типа будет поставлен в первом квартале 2012 года, но контракт на него пока не подписан. Скорее всего, «НордАвиа» планирует проверить в эксплуатации европейский региональный самолет, т.к. регион полетов авиакомпании имеет достаточно суровый климат, а ATR-42 предназначался для более простых метеоусловий.
Кто будет поставлять самолеты в Архангельск и какова стоимость контракта, об этом авиакомпания пока умалчивает. Единственно известно, что самолеты будут приобретены в непосредственную собственность и закупку проинвестирует собственник авиакомпании «Норильский никель».
Закупаемые самолеты начнут эксплуатацию на рейсах в Тромсе и Хельсинки. Финское направление для «НордАвиа» наиболее удачно подходит именно для использования 52-местных региональных турбовинтовых ATR-42. Те Ан-24, которые ранее были оборудованы системой предупреждения приближения земли, будут сняты с международных рейсов и переставлены на маршруты по северным аэродромам России, где явно невозможна эксплуатация ATR-42 из-за ограничений по климату. А те машины, на которых вообще нет GPWS, к концу года вообще будут выведены из эксплуатации, и, скорее всего, просто списаны.
Получив в конце года ATR-42, авиакомпания «НордАвиа» станет третьей в России, после «ЮТЭйр» и «Таймыр», кто эксплуатирует данный тип самолетов. Удивляет тот факт, что все три авиакомпании летают в достаточно сложных, с точки зрения климата, регионах и берут в эксплуатацию технику, не адаптированную для подобных полетов. В то время, как авиакомпании, летающие в центральных и южных районах, приобретают основного конкурента ATR в России, самолет Ан-140, более приспособленный для полетов в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока.