Как известно, все иностранные авиакомпании, которые используют транссибирский воздушный коридор, проходящий по территории России, оплачивают за это так называемое роялти. Получателем роялти выступает Национальная авиакомпания «Аэрофлот». Однако две трети от данной суммы «Аэрофлот» передавал в пользу Росавиации. Только за прошлый год размер роялти составил около 200 млн. долларов. Но в этот раз «Аэрофлот» решил побороться за значительную долю платежей, которая должна оставаться у авиакомпании.
Вопрос возник летом прошлого года. Тогда Совет директоров авиакомпании поднял вопрос о компенсации потерь, которые понесла авиакомпания вследствие некоторых изменений и проектов, инициированных государством. Во-первых, Группа компаний «Аэрофлот» получила в управление несколько авиакомпаний, принадлежавших государственной корпорации «Ростехнологии», в обмен на свои собственные акции. Но полученные активы прибыльными не назовешь. Скорее, наоборот, долговая нагрузка, которая «пришла» вместе с авиакомпаниями, легла именно на «Аэрофлот». Во-вторых, Национальный авиаперевозчик лишился монополии на ряд перспективных международных направлений. Это произошло после того, как ряд других крупных авиаперевозчиков России заявили о своих правах, и были поддержаны государством.
Потери в первом случае составили около 4,5 млрд. рублей, во втором – 4,9 млрд. рублей. Это значительные суммы для Аэрофлота, которые он хотел бы компенсировать за счет оставленного транссибирского роялти. Кроме того, Аэрофлоту нужны деньги на создание двух новых авиакомпаний, инициируемых решениями Правительства. Это Дальневосточная авиакомпания и новый лоукостер.
В Правительстве признали претензии Аэрофлота обоснованными и решили удовлетворить просьбу по роялти. Теперь Национальный авиаперевозчик будет передавать Росавиации только 15% полученных платежей, остальное оставляя себе. Таким образом, за счет прошлогодних оплат «Аэрофлот» оставил у себя дополнительно около 170 млн. долларов.