Недавние новости о прекращении эксплуатации в России основного парка самолетов советского производства, вызвали огромный резонанс в авиационных кругах. Одни полностью поддерживают решение, другие называют его безумным и уничтожающим региональную авиацию России. Но это все касается гражданской авиации. Между тем огромное количество самолетов типа Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ту-134, Ту-154, Як-40 находятся на вооружении в Военно-воздушных силах России. Накануне дня ВВС, который отмечается 12 августа, Главнокомандующий Зелин рассказал о намерениях военной авиации в отношении самолетов советского производства.
В составе ВВС РФ находится большое количество, не только списываемых в гражданской авиации «Анов» и «Тушек», но и других советских машин. Так, на вооружении стоят самолеты типа Ил-18 в пассажирской модификации, Ил-20 в качестве самолета - постановщика радиопомех и Ил-22 самолет – летающий штаб. Все эти самолеты старее Ту-134 и Ан-26, они были произведены еще в 50-х годах. И, несмотря на это, по словам Главкома ВВС Александра Зелина, абсолютно все самолеты продолжат свою эксплуатацию далее. ВВС не видит необходимости снимать с эксплуатации ни Ту, ни Ан. Хотя самолеты, принадлежащие ВВС, обычно старее своих собратьев в гражданской авиации. Это связано с тем, что во времена Советского Союза первые серийные образцы новой авиационной техники обычно поступали в распоряжение военных, а потом уже шли в гражданскую авиацию. Справедливости ради стоит отметить, что ежегодный налет самолетов в ВВС в десятки раз ниже, чем у их собратьев из гражданской авиации. Да и обслуживание авиационной техники осуществляется гораздо тщательнее. Так, например, невозможно представить, чтобы в армии не был выполнен какой-нибудь технический бюллетень разработчика или пропущено плановое техническое обслуживание. А в гражданских авиакомпаниях, стремящихся выжать из самолета максимум, при этом существенно экономя на техническом обслуживании старой техники, такое встречается не редко.
Конечно, инциденты, произошедшие недавно со всеми типами самолетов, находящихся в ВВС, будут тщательно изучены и предприняты меры по их устранению. Главком не отрицает возможности списания определенных бортов и модификаций самолетов, но это никак не связано с решениями в гражданской авиации, а является системным подходом по поддержанию летной годности парка ВВС. Например, до 2016 года все самолеты типа Ту-154 ВВС РФ пройдут капитальный ремонт на заводе «Авиакор» в Самаре. Там каждый самолет (а их порядка двадцати) будет полностью разобран, проинспектирован, старые детали будут заменены, ресурсы проверены и продлены.
Не повлияло на ВВС РФ и решение польских коллег вывести из эксплуатации самолеты советского производства. Министр Обороны России летает на специально оборудованном для него Ту-154, на борту которого есть все необходимое, включая, т.н. ядерную кнопку. Да и Главком ВВС предпочитает Ту-134 и Ан-26 для своих рабочих поездок. Основное количество пассажирских самолетов ВВС базируется на аэродроме Чкаловский. Здесь же развернута отличная структура, обеспечивающая техническое и операционное обслуживание техники. По мнению руководства ВВС основная проблема в участившихся авиационных катастрофах и происшествиях кроется не столько в самой технике, сколько в умении ее управлять и обслуживать. Это и есть основной вектор работы для ВВС.