Каждый тип летательного аппарата для возможности осуществления эксплуатации в гражданской авиации должен иметь Сертификат типа. Это официальное утверждение, что конструкция типа летательного аппарата соответствует нормам и требованиям летной годности той страны, в которой будет проводиться эксплуатация. В мире не очень много авиационных регистров, которые самостоятельно осуществляют проверку и испытания типов самолетов. В основном, авиационные администрации многих стран формально признают сертификат типа одного из наиболее крупных авиарегистров, не проводя собственных испытаний. Наиболее крупными организациями в мире являются Авиационная Администрация США (FAA), Европейское Агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) и Авиационный Регистр Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) в России.
Вице-премьер министр России Сергей Иванов, в ходе авиасаммита Россия – ЕС, проходящем в Санкт-Петербурге, заявил, что Россия стремиться к достижению договоренности о взаимном признании (без проведения собственных испытаний) сертификатов, выданных EASA и АР МАК. Для этого требования обоих регистров должны быть максимально гармонизированы, т.е. приведены в соответствие. Это довольно длительный процесс. Так, США и ЕС имеют подобное соглашение о взаимном признании сертификатов, выданных EASA и FAA. Но на согласование требований у них ушло 10 лет. Вряд ли подобное будет в случае с Россией. Скорее всего, процедура взаимного признания сертификатов будет возможна лишь в том случае, когда АР МАК приведет свои требования в соответствие с требованиями EASA, без взаимного изменения регламентов европейской стороны. Иначе, потребуется и повторное пересогласование с США, на что ЕС, вряд ли пойдет.
Сертификация воздушных судов – достаточно долгий и дорогостоящий процесс. Например, SSJ-100 проходит европейскую сертификацию уже третий год, а самолет Airbus A318 так, до сих пор и не получил российского сертификата, хотя отличается от давно сертифицированных в России А319 и А320 лишь размерами фюзеляжа и количеством кресел. Даже не все самолеты из США получают автоматически сертификат ЕС. Так, новый Boeing 787 Dreamliner, не смотря на существования договоренностей о признании сертификатов из США и ЕС, проходил в Европе полную процедуру сертификации.
Похоже, российская сторона, вряд ли сможет изменить эту ситуацию.