Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в официальном обращении к Правительству Российской Федерации заявила, что положение дел у российских авиаперевозчиков сегодня довольно нестабильное. Основными проблемами являются проблемы финансово-экономического характера, и без координальных решений правительства в ближайшее время большинство российских компаний окажется на грани кризиса.
Подобные заявления были бы голословными, если бы не были подтверждены цифрами. Хотя еще с прошлого года наблюдается устойчивый рост гражданских пассажирских и грузовых перевозок, это вовсе не означает одновременных рост доходной части перевозчиков. Особенно проблематично выглядит картина на рынке внутренних перевозок. Здесь общие убытки за год составили порядка 26 млрд. рублей. Так, из 35 российских авиакомпаний, на которых приходится почти 100% (точнее 98,7%) всех авиаперевозок, только 13-ти удалось завершить прошлый год с прибылью. Подобная ситуация наблюдалась лишь в 2008 году, когда произошел финансовый кризис в мире в целом.
Основной причиной, по мнению АЭВТ, является огромный рост затратной части, с которой сталкиваются в работе российские авиакомпании. Прежде всего, неоправданный рост цены на топливо. Из-за монополизма поставщиков в аэропортах, цены для внутренних рейсов превышают даже международные в Европе. Второй аспект – необходимость модернизации авиационной техники и отсутствие «дешевых» кредитов или лизинга.
Авиакомпании уже сократили расходы, насколько это вообще было возможно, и ресурсов еще куда-то ужиматься, просто нет. Средняя стоимость перелета на внутренних рейсах, исходя из дальности в 1000 км, составляет 4 200 рублей. Это расчет был выполнен для перелета эконом классом. Только по сравнению с предыдущим годом цифра снизилась на 37%. С точки зрения пассажиров это, конечно, хорошо, но перевозчики не могут долго работать в таких условиях.
Подобная стоимость перевозки приближается к стоимости у европейских лоукост операторов. Но объем предоставляемых услуг российскими авиакомпаниями гораздо больше. Это и питание в полете, и перевозка багажа, и ряд других сервисов. Лоукостеры за все это берут отдельную плату.
Помочь хотя бы частично решить проблемы, по мнению АЭВТ, могут отмена ставки НДС на внутренние перелеты, а также выплаты некоторых страховых взносов и налогов с фонда оплаты труда.