Россия заняла выжидательную позицию по вопросу отмены обязательной оплаты выбросов вредных веществ, как того требует Евросоюз. Активными «борцами» остались США и Китай. Россия же погрозив перспективой ввести встречные санкции, далее ничего делать не стала, а российские авиакомпании стали исполнять данное требование Евросоюза.
Пока требования не касались оплаты, а лишь предоставления статистической отчетности об объемах выброса СО2 за прошлый и текущий года. Каждый авиаперевозчик, летающий на территорию ЕС, должен был предоставить подобную информацию до 31 марта. В противном случае власти Евросоюза сначала собирались штрафовать не подчинившиеся авиакомпании, исходя из расчета 128 долларов за тонну взлетного веса каждого прилетевшего самолета. А если и это не подействует, то авиакомпании вообще запретят полеты в Европу.
По данным комиссариата ЕС по вопросам климата подобную информацию к назначенному сроку предоставили более 1200 авиакомпаний. Исключение составили две индийские и восемь китайских авиаперевозчиков. Российские авиакомпании, летающие в Европу, также выполнили требования, хотя не рассчитывают платить и надеются, что Росавиация и Министерство транспорта все же урегулируют вопрос.
Полученные данные ЕС будет использовать для расчета ожидаемых платежей на будущий период. Взяв за основу объем вредных эмиссий за 2011 год, платеж за 2012 год составит 97% от статистических данных, а за 2013 – 95%. И это очень немалые суммы. Так, Аэрофлот насчитал сам себе дополнительных выплат на 15 млн. долларов за год. А руководство Уральских авиалиний прокомментировала своих действия следующим образом: «предоставление отчетности не означает готовность платить». Но если вопрос не будет урегулирован, платить российские авиакомпании все же начнут. Ведь потери от отмены рейсов в Европу будут гораздо больше.