Вертолеты «Ансат» выпускаются в двух вариантах исполнения системы управления. Кроме традиционной гидромеханической системы специалисты из Казани создали машину с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В гидромеханической системе используются троса, тяги и различные гидроусилители, передающие механические сигналы от пилота к органам управления летательным аппаратом, а в электродистанционной все сигналы идут по проводам, перемещение осуществляется за счет электроприводов, установленных непосредственно на элементах управления. ЭДСУ является более перспективной системой. Она легче, пилоту не приходится прикладывать значительные физические усилия для перемещения механизации и других элементов управления, прокладка коммуникаций по фюзеляжу гораздо проще и это далеко не все преимущества.
Разработчики «Ансата» решили первыми внедрить ЭСДУ на вертолетах. До этого данный принцип использовался лишь на нескольких новых моделях самолетов, в том числе и на SSJ-100. Однако, версию с ЭДСУ постоянно преследует полоса неудач. Сначала Межгосударственный Авиационный Комитет отказался выдать сертификат типа на новую модификацию. Причина банальна – специалисты МАК просто не знают, по каким критериям испытывать и проверять летательный аппарат с ЭДСУ. Для данной разработки пока не существует сертификационного базиса (перечня технических требований), т.к. ранее такие вертолеты не выпускались. А без сертификата типа коммерческая эксплуатация невозможна, т.е. для «Ансата» с ЭДСУ путь в гражданскую авиацию закрыт.
Оставалась одна надежда на военных. Еще в 2009 году, когда проводились заводские испытания новой модификации, тогдашний Главком ВВС Зельдин подписал и утвердил их результаты, признав вертолет пригодным для использования в ВВС. Для апробирования новой модели, было решено провести тестовую эксплуатацию «Ансатов» с ЭДСУ в Центре боевой подготовки в Торжке. По результатам данной проверки Министерство обороны вынесло неожиданный вердикт – Вертолеты не отвечают требованиям МО и не будут взяты на вооружение. Иными словами, покупать «Ансат» с электродистанционной системой уже не будет вообще никто.
Причиной отказа, по словам представителей штаба ВВС, является очень низкий уровень надежности именно ЭСДУ. В ходе опытной эксплуатации было выявлено более 30 случаев отказа системы управления, что просто недопустимо. Да и пилоты, которые непосредственно летали на «Ансатах», говорили, что ЭСДУ оставляет желать лучшего. Электродистанционная система отказывала из-за попадания влаги, т.к. она была выполнена в общепогодном варианте. Если бы изначально конструкция предполагала всепогодный вариант исполнения, то проблем могло и не возникнуть, правда, стоимость вертолета была бы выше.
В любом случае, военные решили более не экспериментировать. Далее будут закупаться «Ансаты» только с традиционной гидромеханической СУ. Те несколько бортов, что уже есть на вооружении, передали в летное училище в Сызрани. А вот что намереваются делать на Казанском вертолетном заводе, пока не сообщается. В любом случае, будет жаль, если новая модификация так и останется недоработанной и не пойдет в серию.