При полете на высотах, превышающих 4000 метров, летчики вынуждены использовать кислородные маски, так как воздух становится очень разряженным. Если этого не сделать, то из-за нехватки кислорода пилот может заснуть или потерять сознание. Чтобы обеспечить подачу кислорода, на боевых машинах устанавливаются кислородные баллоны, которые закачивают на земле непосредственно перед вылетом. Объем данных баллонов оказывает существенное ограничение на продолжительность полета. Количество кислорода даже иногда становится ключевым ограничением. Ведь топливо можно дозаправить в воздухе, а кислород нет. Недавно был даже прецедент, когда во время перегона УТС Як-130 из России в Италию, на борту из-за разгерметизации произошла частичная утечка кислорода. Самолету ничего не оставалось, как совершить вынужденную посадку для дозаправки системы.
Чтобы избежать подобных проблем на истребителе пятого поколения Т-50, было принято решение отказаться от принципа использования предварительно заправленных баллонов. Вместо них на самолетах будет устанавливаться система, вырабатывающая кислород из разряженного воздуха. Забортный воздух под большим давлением из компрессора двигателя подается в систему. Там происходит его концентрация и выделение кислорода в необходимом количестве, который и подается в маску пилота.
Система была разработана научно-производственным объединением «Звезда». Этот процесс занял более пяти лет. Первые экземпляры уже были произведены и установлены на четыре опытных образца Т-50, которые проходят сегодня испытания в подмосковном Жуковском. Кроме избавления от временной зависимости, система постоянной выработки кислорода оказалась и гораздо легче стандартных баллонов, что является также большим преимуществом. Для Т-50 идет борьба за каждый килограмм веса, чтобы обеспечить максимальное количество полезной нагрузки (вооружение, оборудование и т.д.). Стандартные баллоны с запасом на два часа весят 90 кг. Новая система весит всего 30 кг. Так что экономия веса налицо.
Кроме автономности работы и выигрыше в весе, у системы постоянной выработки еще и третье немаловажное преимущество. Для заправки кислородных баллонов в войсковых частях имеются специальные подразделения. Кроме самого оборудования, для работы станции по заправке кислородных баллонов требуется квалифицированный персонал. Подготовка офицера, который является командиром отделения, длится до пяти лет, а солдаты, непосредственно заправляющие баллоны, обучаются минимум шесть месяцев, и, при этом, должны иметь среднее или высшее техническое образование. При переходе на систему выработки можно избавиться от таких сложностей, что даст значительный экономический эффект в рамках всего Министерства обороны.
Помимо Т-50, новая кислородная система уже рассматривается для внедрения на ряде других российских боевых самолетов. Тот же учебно-тренировочный легкий истребитель Як-130, палубный истребитель МиГ-29К, многоцелевой Су-30, поставленный в Малайзию и Алжир, все эти модели могут получить данную систему.