Не секрет, что Турция является одним из самых популярных направлений для пассажирских авиаперевозок из России. На сегодняшний день основными авиаперевозчиками на регулярных рейсах являются авиакомпании Turkish Airlines и "Аэрофлот". По прогнозам экспертов пассажиропоток между двумя странами за ближайшие пять лет увеличится в три раза.
Согласно Межправительственному соглашению, подписанному между Россией и Турцией, Turkish Airlines имеет право осуществлять перевозки по десяти направлениям в Россию. Сейчас авиакомпания летает в семь городов. Кроме двух столиц есть рейсы в Ростов, Казань, Уфу, Екатеринбург и Сочи. Руководство Turkish Airlines в понедельник 11 июля огласило свои планы по увеличению этого списка, добавив еще три допустимых направления. Ими могут стать Новосибирск и Самара. Третий город пока не определен окончательно.
Авиакомпания еженедельно осуществляет порядка 70 рейсов в Россию и намеревается увеличить их количество в три раза, сравнив интенсивном пассажирских перевозок с рейсами в Германию. И это не предел. Авиакомпания начала вести разговор об обращении к властям? с просьбой еще увеличить размер лимитов на выполнение рейсов в Россию. Turkish Airlines настолько уверенны в целесообразности подобного расширения, что ее даже не пугает возможное снижение цен на билеты ввиду достаточно большой конкуренции со стороны "Аэрофлота" и других авиакомпаний, осуществляющих пассажироперевозки между двумя странами. Прогнозируемый рост пассажиропотока все равно позволит быть маршрутам прибыльными.
Все рейсы авиакомпании из России прибывают в аэропорт базирования в Стамбуле. Конечно, свою стратегию роста перевозок из России Turkish Airlines строят не столько на доставку пассажиров в самый главный город Турции, сколько на последующую перевозку в другие страны. Занимая 8 место в мире по количеству маршрутов, Turkish Airlines давно уже начала широкомасштабную рекламную компанию (в том числе и в России) по позиционированию себя, как международного авиаперевозчика. В настоящее время компания обслуживает 131 международный маршрут и 34 местных. Для россиян предложение Turkish Airlines может быть интересным не только в направлении популярных туристических и курортных маршрутов Турции, но и как удобный способ добраться до городов Ирака, Ирана, Сирии и ряда стран Ближнего Востока.
Российской стороне имеет смысл серьезно задуматься о перспективности такого сотрудничества и, тем более, о его возможном расширении. Основным количеством пассажиров (от 80 до 90%), летающих в обоих направлениях, являются граждане России. Количество туристов и рабочих с турецким паспортом значительно меньше. Открыв дополнительные маршруты для Турецких Авиалиний, российские авиаперевозчики могут потерять значительную долю пассажиропотока, что может негативно сложиться на, итак, не очень стабильной авиационной отрасли. С другой стороны, разрешив турецкой авиакомпании расширить свое присутствие в России, можно однозначно говорить о снижении стоимости авиационных билетов для российских граждан, что не менее важно и актуально.
РосАвиация, наверное, должна говорить с турецкой стороной о взаимном увеличении количества рейсов и для российских авиакомпаний и исключить политику протекционизма со стороны турецких авиационных властей. Например, получить сейчас слоты в стамбульском аэропорту российской авиакомпании практически невозможно. Турецкие власти заявляют о сильной перегрузке данного аэропорта, хотя, с другой стороны, турецкие авиакомпании планируют увеличить свое присутствие в России. Подобную стратегию сотрудничества нужно однозначно изменить. И инструментов у РосАвиации для этого есть предостаточно. Флот Turkish Airlines достаточно большой (порядка 175 самолетов) и еще увеличивается. Компания планирует закупить до конца 2012 года еще 50 самолетов. В этой гонке российское направление будет являться одним из самых основных и турецкие авиационные власти пойдут на компромисс по отношению к российским авиакомпаниям. А российские туристы получат возможность летать по более приемлемым ценам.