О необходимости возобновить производство супертяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» говорили уже давно. Еще в 2009 Президент Медведев давал подобное указание Правительству России. Но за это время ничего существенного так и не произошло. Более того, по заявлению Вице-премьера Иванова, процесс еще больше затягивается во времени. Причина тому – значительные объемы необходимого финансирования.
Выпуск самолетов был остановлен на ульяновском Авиастаре-СП еще в середине 90-х годов. Но с того момента постоянно идут разговоры о недостаточном количестве выпущенных самолетов и необходимости наладить производство снова. С другой стороны, Правительство заявляет, что финансирование не будет направлено в проект, пока не будет получено определенное количество твердых контрактов. Существующие заявки считаются недостаточными.
Было подсчитано, что на перезапуск самолета в серию потребуется не менее 20 млрд. рублей. Чтобы окупить проект, должно быть поставлено не менее 60 самолетов. Именно это количество самолетов выставляется Правительством, как базовое требования для начала финансирования. По мнению Иванова (и экспертов, которые заняты данным вопросом) на сегодня есть только твердое намерение со стороны авиакомпании «Волга – Днепр» закупить 20 самолетов. Кроме того, «Руслан» вошел в Государственную программу по закупке вооружений до 2020 года. Так упоминается покупка еще 20 самолетов. Более заказчиков нет.
Сам самолет является, конечно, уникальным летательным аппаратом. Но и цена его достаточно высока. Ориентировочно каталожная стоимость будет начинаться от 300 млн. долларов, а это по карману далеко не всем, кто бы хотел приобрести подобного авиационного гиганта. Так, о своей заинтересованности говорили авиакомпании «Полет» и «Авиалинии Антонова», которые уже имеют в своем парке предыдущие модификации Ан-124, но, видимо, пока дальше разговоров идти не собираются. Потенциальный заказчик может находиться и за пределами России. В Правительстве считают, что позволить купить себе Русланы могут только в США, но и там этого делать не торопятся. Поэтому, восстановление производства и задерживается не неопределенный срок.