Самые современные самолеты очень быстро становятся историей. Авиационная наука не стоит на месте, и занимается созданием тех разработок и моделей, на которых мы будем летать в недалеком будущем. В России, при всех ее проблемах в авиационной промышленности, научные разработки никогда не прекращались. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) решил приоткрыть завесу и показать, над чем сегодня трудятся российские ученые в области авиации и космонавтики.
В России существует семь основных центров научных разработок в авиационной области, занимающихся тем или иным направлением. Это ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, ВИАМ, ЦИАМ, СибНИА и ГкНИПАС. Они все работают в тесном сотрудничестве, и даже на МАКС-2013 представляли свои наработки на одном объединенном стенде. Основное внимание сегодня уделяется шести проектам, которые существуют в разной степени готовности.
Первый проект носит имя ЛМС. По сути, это разработка легкого многоцелевого самолета, который должен наконец-таки решить проблему местных воздушных перевозок в России. Все попытки с возрождением Ан-2, покупкой импортной техники типа Twin Otters и прочие проекты – это лишь временные меры, которые устранят проблему до момента появления ЛМС.
Второй проект – дальнемагистральный самолет по схеме летающее крыло. Это абсолютно новый подход, который сможет конкурировать с недосягаемыми пока для российского авиапрома Airbus A380 или Boeing 777. Догонять лидера гораздо сложнее, чем идти по абсолютно новому, но более перспективному пути, и схема «летающее крыло» может быть одним из таких вариантов для дальнемагистральной авиации.
Третий проект – административный дозвуковой самолет. Этот продукт, в первую очередь, направлен на динамично развивающийся в России рынок деловой авиации. Существующие сегодня бизнес-самолеты – это или сверхскоростные реактивные business jets или переоборудованные обычные пассажирские машины. ЦАГИ хочет предложить российскому рынку наиболее приспособленный вариант, который в наших реалиях будет отвечать и по техническим характеристикам, и по экономике эксплуатации.
Все три проекта уже существуют в виде моделей прототипов. Их даже уже начали испытывать в аэродинамических трубах. Остальные три проекта пока существуют только в чертежах, хотя и их образцы могут появиться в ближайшие годы. Среди таких проектов ЦАГИ называет новую ракету «Ангара-А5», сверхманевренный самолет с тензометрированным управлением (реагирует на фактическое давление, что дает недостижимую пока сегодня степень маневренности) и еще один проект летательного аппарата для местных линий.