Авиакомпания «Газпром авиа» решила провести значительное увеличение своего парка летательных аппаратов и расширить сферу деятельности, закрепившись на рынке регулярных пассажирских авиаперевозок. Подобное решение логично, при условии, что с начала 2012 года произойдет резкое снижение количества авиаперевозчиков, которые не смогут перейти барьер в пять однотипных самолетов. Да и обеспечение внутренних перевозок требует роста количества вертолетного парка.
Подтверждением решительности планов авиакомпании может служить тот факт, что российский газовый монополист решил в 2011 году увеличить уставной капитал «Газпром авиа», более чем в 2 раза. До сегодняшнего дня уставной капитал составляет 5 млрд. рублей и за все время существования авиакомпании не увеличивался. Все закупки проводились за счет собственных оборотных средств. По крайней мере, никаких официальных заявлений об инвестировании средств на покупку авиатехники от Газпрома не поступало. А недавно стало известно, что РАО «Газпром» планирует увеличить уставной капитал авиакомпании на 12,1 млрд. рублей. Деньги должны поступить уже в этом году, хотя пока подтверждения этого факта нет.
Основная часть, а именно 7,3 млрд. рублей предназначена для расширения вертолетного парка и закупки EC-15, Ми-8, EC-135 и Eurocopter EC-225 Super Puma. Кроме вертолетов, в планах перевозчика приобрести самолеты Boeing 737-700, Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148. На эти цели компанией заложены суммы в размере 2,3 млрд. рублей на американские самолеты и 354 млн. рублей – на российскую авиатехнику. В планы покупки кроме региональных и среднемагистральных самолетов входит и покупка авиатренажеров. Для каких именно типов летательных аппаратов они будут – не уточнялось.
Деньги будут вложены и в другие две структурные единицы авиационного комплекса газовиков. Так, томское подразделение «Газпром авиа» получит 382 млн. рублей, а аэропорт «Остафьево» - место базирования авиакомпании под Москвой – около 265 млн. рублей.
Как бы ни казалась сумма грандиозной, она явно не способна удовлетворить всех спросов авиакомпании. Скорее всего, речь идет об инвестировании начального этапа закупок. С одной стороны, авиатехника может быть приобретена на условиях лизинга, и авиакомпания будет выплачивать ежемесячные платежи из прибыли, получаемой от эксплуатации. С другой – деньги пойдут на оплату именно первых партий самолетов и вертолетов, а последующие будут приобретаться авиакомпанией самостоятельно.
Да и, похоже, что деньги, хотя бы частично, выделены были. Об этом можно судить из аппетитов, проявленных «Газпром авиа» в ходе МАКС-2011 и подписанных договоров. Только SSJ-100 было закуплено десять машин. А это по каталожным ценам ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» уже 10,5 млрд. рублей. Примерно столько же, а может на пару миллиардов больше, в зависимости от комплектации, «Газпром авиа» обязан уплатить холдингу «Вертолеты России» за 39 вертолетов Ми-8. Поставка авиатехники будет осуществляться партиями, как в первом, так и втором, вариантах. Самолеты – в период с 2013 по 2015 годы, а вертолеты – годом ранее. Так что полученных инвестиций не хватит даже на эти две сделки, не говоря о других. Скорее всего, речь идет о нескольких стартовых закупках с последующей самостоятельной выплатой от самого перевозчика.
Сегодня авиакомпания «Газпром авиа» занимает 27 место по количеству перевозимых пассажиров. Но в ближайшие годы компания может и собирается существенно повысить свой рейтинг.