Министерство транспорта РФ пытается найти способ снизить стоимость внутренних авиаперевозок, тем самым привлечь к ним большее количество пассажиров. Самым кардинальным методом в профильном министерстве считают отмену обложения стоимости внутренних воздушных перевозок налогом на добавленную стоимость.
Отмена ставки НДС может привести к экономии в билете на 7,6%. Но сразу это приведет к недополучению бюджетом порядка 32 млрд. рублей каждый год. Такая ситуация недопустима и требует на просто отмены выплаты налогов, а его перераспределением за счет привлечения дополнительных средств от других источников доходов.
Ими могут стать международные авиаперевозки. Министерство транспорта РФ прорабатывает вопрос введения обязательной пошлины, точнее – сбора на международные сообщения, включаемого в стоимости любого билета по подобным маршрутам. Сбор будет начислен на любой билет из любого национального аэропорта, вне зависимости от того, является ли перевозчик российской авиакомпанией или зарегистрирован в другом государстве.
Подобная практика есть, например, в Великобритании. Там данный сбор называется просто «налог с авиапассажира» и взимается с каждого купленного билета. Размер сбора определяется, учитывая расстояние, на которое летит авиапассажир, и даже тип класса, которым он воспользовался. Правда, существуют так называемые значимые направления, где он не применяется.
Российский Минтранс еще не прорабатывал проект до таких деталей. Он лишь внес предложение на рассмотрение в Министерство финансов РФ. Но Минфин свою позицию по данному вопросу пока не объявил.
Больший интерес пока вызывает сама инициатива отмены НДС. С одной стороны, подобная преференция для авиакомпаний может вызвать недовольство и требования в других отраслях применить подобную практику. Или НДС платят все, или это становится налогом для избранных. Но более значимое заявление было сделано в Министерстве по экономическому развитию, в котором проводилось совещание по инициативе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. В Минэкономразвития прямо заявили, что вряд ли авиакомпании снизят стоимость билета, даже если их освободят от выплаты НДС. Между этими двумя факторами нет прямой связи. Гораздо более правильно, да и проще разработать систему целевого субсидирования внутренних перевозок, а НДС не трогать.