Истребитель-перехватчик МиГ-31 сегодня находится на фазе завершения создания модифицированной версии. По плану этот процесс должен завершиться к концу октября текущего года. Основным объектом, который будет усовершенствоваться, является радиолокационная система. Это оборудование позволяет засекать противника и управлять работой вооружения задолго до того, как самолеты войдут в зону визуального контакта. По сути, данная система определяет победителя в бою. Кто первый заметил вражеский самолет, тот первый его и уничтожил.
По заявлению руководства НИИ Приборостроения им. Тихомирова новая система «Заслон – АМ» должна иметь радиус действия не менее 200 км. Это увеличение на 30%, по сравнению с предыдущей версией. Однако, те сотрудники НИИ, которые непосредственно занимаются данным проектом, заявляют, что такие характеристики не были достигнуты. Реально РЛС «Заслон – АМ» может обнаружить противника на расстоянии не более 90 км, в том случае, если оба самолета летят навстречу друг другу. Если же МиГ-31 догоняет противника или тот вообще находится за его «спиной», то РЛС сможет это заметить не более, чем за 25 км.
В условиях современного боя с такими характеристиками РЛС МиГ-31 будет безоговорочно сбит. Тот радар, который уже сегодня стоит на самолете потенциального противника – истребителе F-14 – имеет радиус действия 240 км, а после модернизации будет иметь вообще 400. Для МиГ-31 актуально говорить об увеличении дальности минимум до 300 км, чего, как стало известно, РЛС «Заслон – АМ» выдать не может.
Самое интересное, что в России уже есть радиолокационные системы, способные удовлетворить данные технические параметры. Это, например, «Жук», созданный для МиГ-35, «Барс», «Ирбис». Более того, таже РЛС «Барс» по своим параметрам превосходит даже перспективные американские аналоги, установленные на F-22 «Раптор». Но, почему-то, для МиГ-31 выбрали именно «Заслон – АМ». Критерии, приведшие к подобному решению, явно будут изучаться соответствующими организациями. Ведь подобные решения, как минимум, приводят к снижению боеспособности и нерациональной трате денег.
Хотя ответ тут может лежать на поверхности. Просто в России имеется значительное количество предприятий, занимающихся разработкой и выпуском различного приборного оборудования. Но далеко не все они могут похвастаться большим количеством заказов. Государство, в лице профильных комитетов и лоббирующих сторон в правительстве пытается «загрузить» такие предприятия заказами из бюджета. Но, зачастую, уровень таких искусственно получивших бюджетный заказ предприятий оставляет желать лучшего. Подобная ситуация случилась и с РЛС для МиГ-31. Не будем однозначно утверждать, что причина действительно в этом, но, с другой стороны, именно так говорят в авиационных кругах, имеющих непосредственное отношение к вопросу создания РЛС для МиГ-31.