Необычный поворот получила история ареста двух самолетов Ан-72 и командиров их экипажей в Таджикистане. Только недавно суд огласил суровый приговор российскому и эстонскому летчикам (командирам арестованных Ан-72), как в деле снова может произойти новый виток странных событий.
Афганистан, точнее, Министерство транспорта страны, арестовало в кабульском аэропорту «Хаджи Раваш» еще один самолет типа Ан-72, имеющий российскую регистрацию и принадлежащий авиакомпании Rolkan Investments Ltd. Причиной ареста, якобы, является отсутствие у самолета и авиакомпании документов для полетов в Афганистане. Однозначно утверждать о причине, да и самом факте ареста, пока нельзя, т.к. Министерство Иностранных Дел Афганистана не смогло ни подтвердить, ни опровергнуть данный факт Посольству России.
Информация стала известна из сообщения радиостанции Ozodi, которая является персидским филиалом радио «Свобода», да и начальник аэропорта «Хаджи Раваш» этого не отрицает. Про экипаж находящийся на борту и его дальнейшую судьбу, пока информации не поступало.
Стоит напомнить, что в рамках дела двух российских самолетов в Таджикистане, также сообщалось, что самолеты в Курган-Тюбе были арестованы по просьбе афганской стороны. Это уже в последствие на них нашли «контрабанду» и прочие нарушения законов.
Конечно, никто не отрицает, что работа без всех надлежаще оформленных документов, разрешений и прочих бумажных формальностей, является незаконной. Но на подобную ситуацию афганские авиационные власти сами закрывают глаза, и это касается не только авиации. Почему же именно сегодня, вдруг, вспомнили о документах и решили арестовать самолет. До этого авиакомпания Rolkan Investments Ltd. и российские Ан-72 регулярно выполняли перевозки в интересах нидерландской компании «Суприм Фуд», которая поставляет продукты питания для контингента НАТО в Афганистане.
По мнению самой авиакомпании Rolkan все дело в российских Ан-72. Точнее, в желании афганской стороны, в лице определенных компаний, получить данный уникальный по своим возможностям, тип самолетов. И, желательно, получить его абсолютно бесплатно. Только этим можно объяснить ситуацию, складывающуюся вокруг Rolkan Investments Ltd. и ее самолетов Ан-72.
Конкретные имена назвать сложно. Хотя, по словам руководства Rolkan, они им известны. Вполне возможно, что следы ведут в Объединенные Арабские Эмираты, где расположилась большая диаспора афганцев. Здесь же находится и офис компании, которая занималась привлечением самолетов Ан-72 к полетам в Афганистане и должна была обеспечить наличие всех разрешений. Но в чьих конкретно интересах могла действовать компания из Эмиратов – не понятно. А Rolkan пока, как и планировал, собирается подключить к конфликту управление Международной ассоциации гражданской авиации (ICAO) в Канаде и ставить вопрос о запрете для Таджикистана выполнять международные полеты.