Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов высказал опасения о текущем финансовом состоянии ряда российский авиакомпаний. По словам чиновника, ряд из них балансируют на грани банкротства. По крайней мере, два российских перевозчика рассматриваются в качестве кандидатов на аннулирование сертификата эксплуатанта из-за проблем с платежами. Подобная ситуация неминуемо приведет к их официальному банкротству.
Кто именно эти авиакомпании, Окулов не сказал, только сообщив, что обе имеют в своем парке самолеты типа Boeing, взятые в лизинг. И неоплата лизинговых платежей сегодня самая большая статья задолженностей у многих перевозчиков. Таже авиакомпания «Авиалинии Кубани», которая с 11 декабря прекратила эксплуатацию и находится в состоянии признания банкротом, не имела больших проблем не с платежами за аэронавигацию, не с оплатами топлива. Авиакомпания не смогла справиться с лизинговыми выплатами, и она не одинока.
В авиации, как и в жизни обычного человека, наблюдается так называемый кризис чрезмерного кредитования. Это когда берутся кредиты в гораздо больших объемах, чем реальные доходы и не учитывается возможность их погашать. Стратегия постоянной «жизни в долг» не совсем правильная. И это касается и бытовых вопросов, и вопросов развития бизнеса. Рынок авиационных перевозок России находится на этапе подъема, и банкротство перевозчиков выглядит, по меньшей мере, странно. При взвешенном подходе и организации работа и возможность получения прибыли есть, только нужно научиться рассчитывать свои потребности. Массовое и далеко не всегда оправданное приобретение самолетов в лизинг ошибочно считается эффективной мерой.
Озабоченность Росавиации подобной ситуацией связана и с тем, что именно на данную структуру ляжет обязанности разрешения вопросов доставки пассажиров разорившихся перевозчиков. Если в ситуации с АЛК все под контролем, то при появлении еще двух проблемных авиакомпаний ресурсов может и не хватить.