На прошлой неделе состоялся официальный визит Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Кубу. В рамках этого визита было запланировано подписание ряда важных коммерческих документов между «Ильюшин Финанс Ко» и авиационными структурами Республика Куба. Данное мероприятие прошло согласно плана, и можно смело говорить о достижении значительных успехов. Куба приобрела у России самолеты, запасные части и пакет услуг по технической поддержке общей стоимостью на 650 млн. долларов. Было подписано два крупных соглашения, касающиеся поставки трех типов летательных аппаратов – Ан-158, Ту-204СМ и Ил-96-400. Во время процедуры подписания в зале присутствовали Дмитрий Медведев и Рауль Кастро – сегодняшний лидер кубинского правительства.
Данная сделка для ИФК на Кубе не первая. Уже сегодня в производстве находятся три самолета типа АН-158, предназначенные для кубинских заказчиков. Первый самолет планируется к передаче в марте, второй – в начале, а третий в конце лета. Согласно контракта, кроме этих трех самолетов на условии твердого заказа, было оговорено возможность закупки еще трех бортов на условиях опциона. На прошлой неделе данный опцион и был переведен в твердый заказ. Таким образом, общее количество Ан-158, которые ИФК поставит на Кубу, составило шесть самолетов.
Второе соглашение касалось поставки Ил-96-400 и Ту-204СМ. Ил-96-400СМ будет приобретен в количестве трех машин. Причем, кубинцы решили взять пассажирскую версию. Для этого потребуется доработка существующей на сегодня грузовой модификации. Также был проявлен интерес и к Ту-204СМ, который пока не закончил до конца сертификационные испытания. После получения сертификата типа ИФК поставит два таких самолета для кубинских авиаперевозчиков. Кроме того, был определен довольно широкий список номенклатуры запасных частей, которые нужны для эксплуатации российских самолетов, проданных на Кубу ранее и того парка, который будет закуплен согласно подписанным контрактам.
Что касается условий приобретения, то это будет финансовый лизинг под государственные гарантии России. Самостоятельно приобрести такой объем техники Кубе не по силам. Поэтому российское правительство решило применить классический метод стимулирования покупки своей авиатехники, предоставив определенные финансовые преференции. Деньги на покупку будут получены в виде коммерческих кредитов, взятых ИФК в российских банках под гарантии правительства России. Кубинская сторона обязуется погашать ежемесячно лизинговые платежи, из которых, в свою очередь, ИФК будет оплачивать кредиты банкам. Общий срок лизинга по каждому самолету составит 10 лет.
Стоит напомнить, что еще во времена Союза Кубе было передано по подобной схеме достаточное количество авиационной техники, за которую потом так до конца и не рассчитались. Россия в итоге аннулировала определенные долги Кубы перед СССР. Сегодня сценарий может повториться, хотя хочется надеяться, что этого не произойдет.