Министерство промышленности и торговли разработала обновленную и объединенную программу по развитию авиационной промышленности России на период 2013 – 2025 годов. Проект данной программы доступен для свободного просмотра на сайте министерства.
Программа является объединенной, так как в нее вошли сразу два направление – создание военной авиатехники и гражданское самолетостроение. Обновленной же ее называют потому, что многие приоритеты, проекты, статьи затрат и доходов были пересмотрены и существенно обновлены.
До этого момента в России существовало две федеральные целевые программы (так называемые ФЦП). Первая касалась оборонной промышленности и рассматривала период до 2020 года. Вторая – гражданскую авиатехнику, и она заканчивалась 2015. Новая программа объединит и расширит две предыдущие ФЦП.
Примечательно, что проект самой программы был разработан независимыми экспертами, привлеченными Минпромторгом на стороне. Вариант, подготовленный местными профильными НИИ, не устроил чиновников, и они решили обратиться к внешним консультантам.
Общий объем финансирования российской авиационной промышленности на тринадцатилетний период составляет около 1,5 триллиона рублей. Если перевести эту сумму в доллары с учетом среднегодовой инфляции, она составит 46 млрд. Огромные деньги, которые должны не только окупиться, но и приносить прибыль. Для примера, согласно предыдущей программе, на 2013 год планировалось инвестировать в гражданский сектор авиапрома 40 млрд. рублей, а по новой программе к этой сумме будет добавлено еще 37 млрд. Пик же вложений приходится на 2017-й год, когда бюджет потратит на российский авиапром почти 190 млрд. рублей.
Но повышены и требования к доходной части. К концу программы, т.е. 2025 году, объем продаж российских самолетов (гражданских), должен составлять не менее 9 млрд. долларов в год. А это в 45 раз больше, чем в прошлом 2011 году. В военном самолето и вертолетостроении суммы еще более амбициознее. Оно и понятно, Россия на рынке оборонпрома выглядит гораздо более увереннее. Мировая доля в 8,2% по самолетам и 15% по вертолетам вполне под силу авиаоборонпрому.