Казалось бы, в вопросе расследования причин катастрофы самолета Польского Президента Леха Качинского, которая произошла под Смоленском в апреле 2010-го года, должна быть поставлена жирная точка. Заключение, согласно которого, экипаж самолета сам виноват в гибели 96 человек, приняв ошибочное решение осуществлять посадку в недопустимых погодных условиях. Это заключение вроде бы было официально признано авиационными властями и государственными органами и России, и Польши. Однако, по прошествии времени в Польше снова стали настаивать на дополнительном расследовании. Уже проводилось повторное исследование местности, которое, кстати, ничего не дало. Теперь польская сторона хочет забрать все сохранившиеся обломки самолета.
В России считают данное мероприятие излишним. По международным правилам держателем всех вещественных доказательств является та страна, на территории которой произошло авиационное происшествие, и которая проводила его последующее расследование. В данном случае – это Россия. Что хотят увидеть поляки на осколках трехлетней давности, и почему они не доверяют мнению авторитетной комиссии (куда, кстати, входили и технические специалисты из Польши) – так и не объясняется.
Россия не отдает осколки и еще по причине того, что они являются единственным и бесспорным доказательством непричастности нашей страны к случившемуся. Не будем ни в чем заранее обвинять ни поляков, ни кого-либо другого, но, передав осколки, можно уже в ближайшее время узнать о «появлении» новых сенсационных результатов исследований и альтернативных причин катастроф. В авиационном происшествии никак не прослеживается никакой «русский след», этот факт является официальным, и не нужно снова возвращаться к данному вопросу.
Руководство Польши решило воздействовать на Россию посредством Европейского Союза. Премьер-министр Дональд Туск поднимет данный вопрос на ближайшем саммите ЕС. Однако в Брюсселе вряд ли пойдут на какие-то конкретные действия. Правовой нормы для этого просто не существует.