Компания Avia Solutions Group из Литвы подписала официальное соглашение с руководством Ульяновской области о создании на территории области центра по техническому обслуживанию и ремонту для ряда типов самолетов западного образца. В первую очередь, речь идет о узкофюзеляжных модификациях Боинг и Эйрбас.
Выбор Ульяновска был не случаен. На то есть, как минимум, две основные причины. Во-первых, центр будет создаваться на территории Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). В данном случае под термином "порт" понимается как морской, так и воздушный порт. Объем инвестиций по проекту составит не менее 18 млн долларов, а сроки реализации в течение 6 лет, начиная со следующего года.
Компания будет иметь три просторных ангара (по 5000 кв.м каждый) и штат планируемый штат сотрудников около 360 человек. Помимо представителей Avia Solutions Group и Губернатора Ульяновской области, в подписании соглашения приняла участие и третья сторона. Ее стал ульяновский филиал ОАО «ОЭЗ», управляющий непосредственно ПОЭЗ. Именно благодаря участию данной компании удалось достигнуть договоренностей с литовской стороной. Согласно договора, Avia Solutions Group в скором времени пройдет процедуры утверждения на двух уровнях советов ПОЭЗ (наблюдательный и экспертный) и ей будет дан статус резидента. Помимо льгот как участнику особой зоны, литовской компании была обещана всестороння поддержка со стороны ульяновских властей, в частности, в виде субсидирования кредитной ставки на постройку ангаров. Кредит литовцы планируют брать в местных финансовых организациях Ульяновска. Все это позволит литовской стороне сократить расходы на открытие центра, не менее, чем на 25%, по сравнению с обычными условиями на любой другой территории Европы.
Второй причиной является огромный авиационно-производственный потенциал Ульяновска. В первую очередь, это трудовые резервы. Ульяновск давно имеет опыт и славу самолетостроителей. Один только ульяновский авиазавод (ныне «Авиастар – СП») является работодателем для 10 000 человек. А это прекрасная кузница кадров.
Проект Avia Solutions Group является уже третьим на территории Ульяновска, направленным на выполнение регламентных работ, ремонта и переоборудования самолетов западного производства. Если Airbus Freighter Conversion GmbH, соучредителем которого является «Авиастар – СП» (занимается исключительно переоборудованием A 320 / A 321 из пассажирской в грузовую версию) вряд ли почувствует отрицательный эффект от появления нового конкурента, то с «Волга-Днепр Техникс Ульяновск» ситуация неоднозначна. Компания является дочерней одной из крупнейших российских грузовых авиакомпаний «Волга-Днепр» и занимается выполнением технического обслуживания самолетов западного производства. С одной стороны у компаний разные специализации – литовцы будут обслуживать узкофюзеляжные, а «Волга-Днепр» широкофюзеляжные самолеты. Но с другой стороны, обе компании находятся на территории ПОЭЗ и, как минимум, будут претендовать на одни и те же трудовые ресурсы региона. Не стоит забывать и об Ульяновском авиазаводе, который уже начал масштабную акцию по привлечению дополнительных трудовых резервов под свои программы развития. Только «Авиастар – СП» нуждается в более чем 5 000 человек.
Трудовой потенциал Ульяновска в авиационной промышленности гораздо выше, чем в любом другом «не авиационном» российском регионе, но и он не безграничен. Руководство «Волга-Днепр Техникс Ульяновск» уже пыталась поднять вопрос о создании на территории учебных заведений города факультета по подготовке авиационного инженерно-технического персонала. Но ответных действий от образовательных структур не последовало. В настоящее время дополнительным источником подготовки авиационных специалистов для региона выступает Самара.