В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) собираются в очередной раз заняться серьезными маркетинговыми исследованиями. Их цель – установить тренды на ближайшие десятилетия в области перевозок, и на их основании определить, разработкой каких летательных аппаратов имеет смысл начать заниматься уже сегодня. В процессе исследований будет изучена проблематика не только авиационных перевозок, но и вообще проблемы в целом. В частности, должен быть проведен анализ эффективности железнодорожного транспорта и возможности «переманить» часть пассажиров на воздушные перевозки. Тренды будут рассматриваться на период до 2033 года. Особый акцент собираются сделать на использовании принципов сверхзвукового полета в гражданской авиации.
Идея летать на сверхзвуковых скоростях для пассажирской авиации не нова. Более того, история помнит, как минимум, два реализованных в этой области проекта – зарубежный Concord и отечественный Ту-154 – которые, в итоге, были признаны нежизнеспособными и от которых отказались. Однако, это вовсе не останавливает ОАК. По мнению российской корпорации, летать сегодня на сверхзвуке гражданской авиации не нужно. Не нужно это будет и через десять лет, а вот через двадцать ситуация может измениться коренным образом. Разработка же пассажирского сверхзвукового самолета – это вопрос не пяти и даже не десяти лет, так что начинать думать в этом направлении нужно уже сегодня.
Справедливости ради стоит отметить, что в ОАК собираются немного изменить вектор исследований. Речь пойдет не о регулярных пассажирских самолетах, а о бизнес-авиации. Подобный проект уже получил свое собственное название – САС – сверхзвуковой административный самолет. Задачей в той или иной мере уже занимаются в ЦАГИ и ранее прорабатывали в КБ им. Туполева. Если ЦАГИ ведет более теоретические проработки, делая упор не на конструктив конкретного изделия, а на общие принципы сверхзвуковых гражданских полетов, то в КБ им. Туполева пока относятся к задумке ОАК довольно скептически. Первая и основная причина – отсутствие какого-либо, хотя бы немного заинтересованного, потенциального заказчика. Да и подобная задача сегодня не под силу ни одному КБ. Тут нужна довольно серьезная кооперация и не только с разработчиками из России.
Компании Aerion и Lockheed уже задумывали подобный проект. Даже проводили облет элементов крыла с использованием истребителей F-15. Согласно исследований данных компаний рынок подобных самолетов составляет не более 100 бортов. И России вряд ли удастся на нем конкурировать. Но посмотрим, какая точка зрения будет у ОАК.