В конце прошлого года состоялась торжественная передача самолета Ту-154М, построенного по заказу Министерства обороны России и предназначающаяся для перевозок руководства военного ведомства. Примечательно, что данный борт стал последним серийным самолетом данного типа, выпущенным на самарском авиационном заводе «Авиакор».
Самолет выполнен в комплектации VIP салона. Пассажиром номер один станет Сергей Шойгу – действующий на сегодняшний момент Министр обороны, у которого уже есть Ту-154, а также Ил-62 и вертолет Ми-8. Новый Ту-154М будет параллельно использоваться с уже имеющимися бортами, а после списания последних останется основным транспортным пассажирским самолетом спецотряда МО. Базироваться самолет будет в подмосковном Чкаловский.
Самолеты типа Ту-154 выпускаются с начала 1970-х годов. Всего их было произведено почти 1000 экземпляров. Самолет долгое время составлял основу пассажирского парка советского Аэрофлота, а также широко использовался и продолжает использоваться зарубежом. Однако, после распада СССР, спрос на Ту-154 существенно упал. Хотя на «Авиакоре» и продолжали выпускать «тушки», это, в основном, были и остаются самолеты специального назначения, а не регулярные пассажирские машины.
Российские авиакомпании стали выводить Ту-154 из эскплуатации, начиная с середины 2000-х годов. «Россия» и «Аэрофлот» вывели модель из своих парков в 2009 году. Однако, на самарском «Авиакоре» не спешили прекращать производство, все надеясь, что семейство еще будет восстребовано. Финальную точку в истории Ту-154 поставил инцидент в 2011 году в Сургуте с бортом авиакомпании «Когалымавиа», когда 154-й загорелся на полосе и погибло несколько пассажиров. Тогда-то самолет попал в перечень типов, выводимых из эксплуатации.
И вот последний серийный самолет собран и передан в эксплуатацию. Хотя на «Авиакоре» заявляют, что не будут полностью уничтожать техническую оснастку и заделы по агрегатам. Так что, при наличии спроса, производство будет развернуто снова.