Эпопея с ценой на авиационные билеты продолжается циклически. В один момент времени появляется информация, что стоимость перевозки будет снижаться благодаря тем или иным фактором, а через время появляются мнения, что, наоборот, необходимо ждать значительного роста. Недавно представители гражданской авиаиндустрии снова заговорили о возможном подорожании своих услуг. Основная тому причина – отмена нулевых пошлин на ввоз импортных воздушных судов.
Начиная с 2010 года и до 31 декабря 2013 в Российской Федерации действуют так называемые льготные условия на ввоз (в том числе и временный) воздушных судов с пассажировместимостью от 110 до 160 и свыше 220 мест. Под льготами понимается отсутствие таможенной пошлины как таковой. Но с 1 января следующего года закон потеряет свою силу, и авиакомпании будут вынуждены оплачивать до 38% от заявленной стоимости, которая включает в себя НДС и непосредственно пошлину. Все это неминуемо приведет к тому, что перевозчики начнут поднимать цену на билет, и рост прогнозируется на уровне 20%.
Льготы решили не продлевать, объясняя это необходимостью обеспечить загрузку собственных авиастроительных компаний. Российским перевозчикам будет предлагаться решать вопрос расширения парка за счет SSJ-100, Ан-148, Ту-204 и в перспективе появившегося МС-21. Но тут возникает традиционные две проблемы. Первая – российский авиапром не может предложить пока абсолютно все требуемые варианты летательных аппаратов. Так, например, в России вообще не делают дальнемагистральных самолетов, таких как А380, а аналоги ближне и среднемагистральных Boeing в лице семейства МС-21 появятся не ранее 2017 года. Вторая – даже если разработки и будут реализованы, то объемы выпуска оставляют желать лучшего. Вообщем, все повторяется сначала.
Проблема введения пошлин может иметь более негативные последствия, чем простое подорожание авиабилетов. При такой ситуации российские авиаперевозчики в априори начнут проигрывать любым иностранным авиакомпаниям, а о появлении и приходе на массовый рынок лоукоста и говорить не приходится.
Нельзя не упомянуть и другой аспект. В подобных действиях есть определенный смысл. Подобным образом государство попытается не только стимулировать собственные сугубо внутренние проекты авиапрома, но и активировать перенос производства зарубежных аналогов на территорию России. Уж если хочет Bombardier продавать свои самолеты у нас, пусть вкладывает силы и средства во внутренний рынок. А то, что пассажирские и грузоперевозки в России имеют большой потенциал роста, ни для кого не секрет. Тут важно не перегнуть палку, и не потерять темпы роста, «зарезав» их неподъемными ценами на билеты. Возможно, полная отмена пошлин пока еще преждевременна, но их пересмотр и снижение квот явно необходимо проводить уже сегодня.