Холдинг «Вертолеты России» в рамках осуществления НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) начал проект по созданию несущей лопасти вертолета из композитных материалов. Особенностью конструкции станет то, что лопасть будет без основного силового элемента – лонжерона, который сегодня является обязательным при производстве стандартных лопастей.
Работы ведутся не самостоятельно, а с рядом предприятий в рамках общеевропейской программы, известной как «Углекомпозитная долина». Программа подразумевает целый комплекс экспериментальных конструкций, из которых будут выбраны наиболее удачные. Так, создание ведется параллельно в двух направлениях. С одной стороны, пробуются все известные композиты: углепластики, стеклопластики, варианты с разнообразными связующими материалами. С другой – различные технологии изготовления: литье под давление, автоклавы, инжекция. Из всего многообразия будут выбраны те, которые обеспечат приемлемые характеристики при минимальной стоимости.
За первый прототип взяли несущий винт, который будет способен поднять в воздух вертолет с взлетным весом около 3,5 т. Под эту категорию попадает вертолет «Ансат», на котором и будут отрабатываться все варианты конструкций. Только после определения наиболее удачных, технология будет использоваться и для других типов вертолетов, отличающихся по взлетной массе, как в большую, так и меньшую стороны.
Пока работы находятся на начальном этапе. Появление первых прототипов намечено на сентябрь 2012 года. Тогда же и начнутся испытания. Хотя создание деталей из композитов в авиационной промышленности абсолютной инновацией не назовешь, но изготовление высоконагруженных элементов, тем более, с изменением силовой схемы, это довольно сложный и уникальный проект. И хорошо, что Россия играет при этом одну из главных ролей.