БАРС – это безаэродромный самолет с аэростатической разгрузкой. По сути, это своеобразный гибрид, созданный на основе четырех типов летательных аппаратов – самолета, вертолета, дирижабля и судна на воздушной подушке. При его разработке создатели пытаются взять только положительные способности от каждого типа летательных аппаратов, избавившись при этом от недостатка каждого из них.
БАРС может эксплуатироваться без необходимости иметь аэродром, иметь большую грузоподъемность и дальность полета, и при этом быть довольно экономичным. В тоже самое время, он может существенным образом изменить всю структуру современной авиации. Это как электромобиль, если он станет массовым явлением, полностью сделает ненужными систему автозаправочных станций на основе нефтепродуктов. Довольно революционное, как впрочем и утопичное решение.
Разработкой БАРСа занимаются не только в России. Но именно в нашей стране удалось наиболее продвинуться в данном проекте. Идейным вдохновителем создания нового летательного аппарата является компания «Тюменьэкотранс» во главе с Александром Филимоновым. Благодаря этому человеку проект до сих пор существует, хотя его не раз предлагали закрыть на заседаниях секции Научно-технической секции при ЦАГИ. Данная организация выступает в качестве экспертов по подобным новым разработкам, и пока не видит перспектив в предложенной Филимоновым концепции.
Зато автора поддержали в Евросоюзе. Филимонову был даже выделен определенный грант на развитие проекта. Но участие ЕС вовсе не будет бескорыстным. Для оценки перспективности проекта его создатели вынуждены были что называется «раскрыть карты». И Россия может просто упустить возможность и лидерские позиции, если первый серийный экземпляр создадут не здесь, а в Европе.
Прототип БАРСа существует уже около 15 лет. Его построили в Тюмени при поддержке специалистов из Московского авиационного института и Сибирского НИИ Авиации. Но дальше этого дело не пошло, так как нет однозначной государственной оценки проекта. Очередная попытка провести совещание по данному вопросу была предпринята в середине ноября. Но, как и ранее, положительного решения принято не было. Довольно сложно неспециалисту утверждать, кто прав, а кто нет в данной ситуации, но если Россия упустит такую возможность, будет очень обидно.