Очень необычное предложение на прошлой неделе было сделано Министерством транспорта РФ. Данное ведомство предложило пересмотреть систему обеспечения поддержки летной годности воздушных судов в России и обязать вести данную работу не Росавиацию, как подразделение Минтранса, а непосредственно Министерство промышленности и торговли.
На первый взгляд, идея достаточно неординарна. Основное, что предлагается передать Минпромторгу – это определение граничных сроков службы и ресурсов на авиатехнику советского производства. Такие типы самолетов, как Ту-134, Ил-76, Ан-24, Ан-2, Ан-26 и вертолеты Ми-8, Ми-26 давно уже давно являются головной болью Росавиации. Летные происшествия с ними участились, общественность требует навести порядок в отрасли и обезопасить российских пассажиров во время авиаперевозок. С другой стороны, российские авиакомпании достаточно сильно зависят от советской авиатехники, убрав которую, многие компании просто перестанут существовать. Взять на себя решение такого непростого вопроса не хочет никто.
И тут «на помощь» Росавиации приходит действующий Воздушный кодекс, согласно которого ответственность за соответствие любого типа воздушного судна требованиям летной годности и нормативам по охране окружающей среды лежит ни на ком ином, как на самом разработчике данного типа летательного аппарата. А лицензированием деятельности данных субъектов в РФ занимается Министерство промышленности и торговли, а не Минтранс. Раз так, то у Минтранса нет механизмов воздействия и прав на это в отношении разработчиков, поэтому и предлагается передать данную деятельность на профильное Министерство промторга.
Все бы хорошо, только, во-первых, в Минпромторге нет структуры, способной заниматься подобной деятельностью сегодня. На ее создание уйдет время, за которое может произойти еще не одна катастрофа. Во-вторых, что делать с самолетами советского производства, разработчики и производители которых находятся вообще за пределами России. Какое отношение к ним имеет сегодня Минпромторг?
Бесконечное продление ресурсов устаревшей техники, тоже не решение вопроса. Но нужно заниматься пересмотром системы в целом, а не стремиться переложить ответственность с одного ведомства на другое. Хотя и юридически контроль за соблюдением требований летной годности был возложен на Росавиацию временно и это, действительно, не входит в ее официальные задачи, но ведь они же выполнялись в течение 13 лет. И вдруг сегодня Росавиация решила все-таки от этих задач избавиться. Так вопроса не решить.