Чего только не делают российские аэропорты, чтобы решить проблему обеспечения пассажиропотоков и привлечения авиакомпаний для осуществления рейсов. На уникальный эксперимент пошли власти екатеринбургского аэропорта, закупив за собственные деньги четыре самолета Embraer 120. Подобный опыт неординарен не только для России, но и всего мира, но он может стать решением проблемы развития региональной авиации для нашей страны.
30-местные турбовинтовые Embraer 120 были переданы на условиях лизинга для эксплуатации в авиакомпании «РусЛайн». Самолеты уже начали совершать рейсы из «Кольцово» по 11 направлениям, соединив Екатеринбург с близлежащими городами Казахстана и соседними регионами России. Весь проект был задуман и осуществлен аэропортом в рамках развития программы региональных перевозок. Помимо самих самолетов, «Кольцово» предоставляет своему партнеру определенный объем субсидий, в целях компенсации затрат на начальном этапе запуска новых маршрутов. Да и цена на авиатопливо и аэропортовое обслуживание для «РусЛайна» будет эксклюзивной.
Все эти действия были предприняты аэропортом, конечно, не из-за альтруистических побуждений. Крупные российские аэропорты, находящиеся в регионах, давно уже стали чем-то типа филиалов, при нескольких центральных аэропортах страны, обслуживая пассажиропоток практически в одном направлении – на Москву. Но возможности аэропортов требуют увеличения количества прямых рейсов и в регионы. Зачем лететь в Тюмень через Москву, когда напрямую полет составит не более часа. Рассчитывают в Екатеринбурге и на получение статуса центрального хаба в Уральском федеральном округе. Но для этого нужно запустить систему так называемых фидерных перевозок, при которой региональные авиакомпании будут подвозить в аэропорт пассажиров из более мелких аэропортов.
К сожалению, далеко не все российские авиаперевозчики имеют возможность самостоятельно вкладывать деньги в покупку региональных самолетов, стараясь хотя бы удержать более прибыльные федеральные рейсы. А использование свободных денежных ресурсов крупных авиационных узлов, может склонить чашу весов и привлечь авиакомпании к более массовому переходу на локальные маршруты. Так, сотрудничество между «Кольцово» и «Руслайн» было налажено еще год назад. За это время удалось уже открыть пять новых рейсов, а по четырем существующим увеличить частоту полетов. Таким образом, аэропорт получил прирост в 21 рейс в неделю.
Становится аэропорт и местом постоянного базирования авиакомпании. Помимо закупленных Embraer 120, «Кольцово» является аэропортом приписки и для нескольких 50-местных реактивных Canadian Regional Jet-200, летающих под позывными «РусЛайна».
Остаются открытыми пока два вопроса. Первый – это тип региональных самолетов, который будет доступен для приобретения аэропортами после введения запрета на Ан-24 и Як-40, а второй – минимальное количество самолетов одного типа, которое позволит авиакомпании беспрепятственно работать в рамках нового воздушного законодательства. Для решения этих двух проблем понадобится гораздо больше денег, чем для покупки двух поддержанных Embraer 120.