Состояние авиационного парка сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия МиГ-31 давно уже вызывают опасение у руководства ВВС России. Самым «молодым» самолетом является истребитель, выпущенный в 1994 году. В Объединенной Авиастроительной корпорации (ОАК) хотя и существует проект модернизации данного типа самолетов, на сегодняшний момент такую процедуру прошли только несколько машин. Основную работу предстоит еще выполнить. В ходе МАКСа обсуждалась эта проблема, решением которой стало подписание контракта между оборонным ведомством России и ОАК на проведение ремонта и модернизации всего парка МиГ-31 ВВС России.
Но техника ждать не может. Сегодня, в 8:02 утра по местному времени, в районе аэродрома Большое Савино, Пермской области, потерпел авиакатастрофу самолет МиГ-31. Все самолеты данного типа являются спарками, т.е. пилотируются двумя пилотами. На борту упавшего МиГ-31 на момент катастрофы находились майор Горбачев и полковник Столпянский, которые оба погибли. Это авиакатастрофа стала следующей после аналогичной, в ноябре 2010, произошедшей с МиГ-31. Но в предыдущий раз летчикам удалось катапультироваться. Сегодняшнее происшествие вынудило командование ВВС приостановить все вылеты на МиГ-31 до получения результатов расследования и выяснения причин сегодняшней трагедии.
По предварительным данным, сегодняшняя катастрофа произошла по техническим причинам. Самолет упал через четыре минут после взлета. Взлет производился парами. Разбившийся МиГ-31 был ведущим в звене. Взлетевший за ним ведомый видел, как самолет, взлетев, на высоте 300 метров ушел в облака и буквально моментально опять появился со шлейфом черного дыма. Упавший самолет был приписан к войсковой части No.69806-2, базировавшейся на данном аэродроме и принимал участие в плановых ученьях.
Что стало реальной причиной катастрофы, пока официально не заявляется. Экипаж самолета был опытным, да и предполетная подготовка не показала явных отклонений. Был ли на самолете взрыв, пока тоже не установлено. Тем более не понятна причина, по которой экипаж не успел покинуть самолет. Ответы на все эти вопросы должна дать военный следственный отдел (Следственный комитет) по Пермскому гарнизону. Уголовное дело по 351-й статье Уголовного кодекса РФ с трактовкой «нарушение правил полета и предполетной подготовки» уже заведено.
Как долго продлится запрет на использование МиГ-31, пока не сообщается. Но ситуация, когда самолеты не могут вылетать на боевое дежурство, вряд ли положительно отразиться на обороноспособности страны и поддержанию формы у военнослужащих. Похоже, в ближайшее время программе модернизации МиГ-31 будет придано значительно большее ускорение.