На днях Росавиация подала в профильное Министерство транспорта предложение о введении изменений в действующее летное законодательство. Причиной появления изменений стала ухудшающаяся ситуация с летной безопасностью в стране. Предложения Росавиации касаются двух вопросов:
1. Ввести запрет на выполнение экипажами посадок на аэродромы в случае, если погодные условия ниже установленного на аэродроме метео-минимума. Согласно действующих на данный момент летных правил, экипаж имеет право начать снижение и совершить посадку на аэродроме, даже если текущие погодные условия хуже предельно допустимых для данного аэродрома, при условии, что экипаж установил надежный визуальный контакт с землей. По новым предлагаемым правилам экипаж в такой ситуации не имеет права совершать посадку в аэродроме назначения и должен обязательно уйти на ближайший запасной аэродром, погода на котором соответствует разрешенному метео-минимуму. Росавиация объясняет введение такой меры низкой степенью подготовки экипажей российских авиакомпаний и отсутствию необходимого уровня навыков для выполнения посадки в сложных метеоусловиях. Достаточно проанализировать причины недавних авиакатастроф от гибели самолета с польской делегацией до петрозаводской трагедии, чтобы убедиться, что основная причина была в неумелых действиях экипажа в сложных метеоусловиях.
2. Ввести строгие санкции против авиакомпаний, которые практикуют в своей деятельности наказание (в различной форме, включая денежные штрафы) летных экипажей за выполнение ухода на второй круг или посадки на запасной аэродром. Подобная норма вообще отсутствует в действующем законодательстве. Никто и сейчас не имеет права наказывать пилотов за подобные действия. На практике ситуация обратная. Каждый случай, связанный с малейшим перерасходом топлива, появлением дополнительных для авиакомпании затрат при посадке на запасной аэродром, чреват экипажу проведением внутреннего расследования и удержаниями в заработной плате. Экипажи, становясь заложниками ситуации, зачастую идут на неоправданный риск, пытаясь сэкономить на безопасности.
Министерство транспорта приняло предложение и намерено в ближайшее время провести совещание с представителями российских авиакомпаний, чтобы услышать их комментарии по изложенным фактам и принять окончательное решение. Если, в случае с использованием визуальной посадки в условиях низкого метео-минимума, вопрос еще можно обсуждать (скорее всего, будет более правильным говорить об изменениях в обязательной программе подготовки летных экипажей в части совершения посадки в плохих метеоусловиях), то ситуация с давлением на экипажи за действия, направленные на обеспечение должного уровня безопасности полетов, должна быть решена незамедлительно.