Проект среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204, по мнению ряда авиационных аналитиков, находится под угрозой закрытия из-за внутренней конкуренции, создаваемой одной из российских лизинговых компаний. Ильюшин Финанс Компани была недавно обвинена в том, что заключив контракт на поставку канадских самолетов Bombardier CSeries, компания создает на внутреннем рынке искусственную конкуренцию российскому самолету. Сюда же можно отнести и договор на поставку МС-21, также подписанный между ИФК и корпорацией «Иркут». Оба этих договора могут послужить причиной для закрытия проекта разработки новых модификаций семейства Ту-204.
ИФК официально выразило несогласие с подобными заявлениями, в частности, прозвучавшими от Лиги содействия оборонным предприятиям. По мнению Ильюшин Финанс Компани, их действия по предложению на российском рынке других типов самолетов не может повлиять на развитие программы Ту-204.
Изначально, ИФК выступала основным заказчиком на обновленный Ту-204 и Ту-214. Через нее прошло около 60% летающего на данный момент количества самолетов этого типа. Именно, при участии ИФК на внутренний и внешний рынки были проданы 24 самолета в пассажирской и грузовой модификации. Кроме того, Ильюшин Финанс Ко. частично финансировала и создание модификации Ту-204СМ, которая должна существенно сократить затраты на эксплуатацию за счет установки новых двигателей, уменьшения веса самолета и замены определенного количества оборудования на более совершенное. Два первых самолета Ту-204СМ уже изготовлены и проходят сертификационные испытания. Закупка двигателей ПС-90А2 на данные самолеты была осуществлена также за счет ИФК, которая планировала закупить 44 самолета данной модификации, и имела предварительные договоренности с базовым лизингополучателем. ИФК и далее готова была продолжать работать по данному проекту, но в начале 2011 года «Объединенная авиастроительная корпорация» приняла решение продвигать проект Ту-204СМ через другие лизинговые компании и ИФК вышла из состава участников.
В такой ситуации лизинговой компании, естественно, пришлось искать и договариваться о поставках на рынок других типов самолетов. Ими и стали российский самолет МС-21 и канадский Bombardier CSeries.
Но и продвижение новых модификаций на рынок, по мнению ИФК, не может оказывать негативного воздействия на проект Ту-204, т.к. это разные по классу самолеты. Во-первых, Bombardier CSeries считается ближнемагистральным самолетом для перевозки 120 пассажиров, в то время, как Ту-204СМ гораздо больше и рассчитан на 210 человек. Во-вторых, проект МС-21 – это также перспективный российский проект, имеющий одинаково важный приоритет по сравнению с Ту-204. Более того, МС-21, хоть и является самолетом средней дальности, его пассажировместимость составляет до 180 пассажиров, что также не должно существенно повлиять на привлекательность Ту-204. Не стоит забывать, что Ту-204СМ практически закончен и готов поставляться на рынок, а МС-21 – это самолет будущего, который появится не ранее, чем через 5-6 лет.
Успех программы Ту-204СМ целиком и полностью зависит только от действий его разработчиков и изготовителей, а также новых участников - лизинговых компаний. Не стоит перекладывать проблемы «с больной головы на здоровую», обвиняя Ильюшин Финанс Ко. Тем более, что все участники работают в условиях рыночных взаимоотношений и на рынке должны остаться только реально лучшие самолеты.