Власти красноярского аэропорта «Емельяново» начали активно обсуждать возможность точечного открытия неба для авиакомпаний, перевозящих грузы. Пока это намерения и официального обращения в Минтранс РФ за разрешением не поступало. Но оно, скорее всего, сделано будет.
Красноярский аэропорт, вслед за аэропортом Владивостока, хочет попробовать поработать в условиях одностороннего снятия ограничений. Суть его заключается в том, что любая авиакомпания в мире, вне зависимости, является она или нет назначенным перевозчиком от имени своей страны, может неограниченно выполнять прямые рейсы в аэропорт Емельяново, ведя коммерческую работу. Эти рейсы должны касаться исключительно перевозки грузов, но не пассажиров. Кроме того, снятие ограничения – одностороннее, т.е. российские компании, базирующиеся в Красноярске, подобного права в других странах иметь не будут.
Подобные меры чаще всего вводят там, где испытывают дефицит в грузо или пассажиропотоке. В России подобная проблема становится актуальной, из-за того, что начавшийся процесс массовой реконструкции аэропортов существенно повышает их пропускную способность, но загрузить ее просто нечем. Вот и приходится с помощью либерализации воздушного пространства и введения открытого неба добирать не хватающие объемы.
В Емельяново совсем недавно был сдан в эксплуатацию новый большой грузовой терминал «Сибирь Карго Сервис». Его пропускная способность составляет примерно 65 тыс. тон груза ежегодно. В современных условиях терминал работает на уровне 18 тыс. тон груза, т.е. незагружен даже на треть. Это очень волнует, как оператора, так и инвесторов, которые и инициируют совместно с аэропортом обращение в Минтранс и «свободное небо».
Красноярск лежит на середине пути между Азией и Европой. Но имея такое стратегическое положение, недозагружен. Базовой авиакомпанией, перевозящей грузы, является «Волга-Днепр». Она выполняет всего три рейса еженедельно, и намеревается увеличить их до пяти в весеннюю навигацию. Хотя раньше грузовая авиакомпания летала из Красноярска не менее 40 раз за неделю. Из грузовых еще в Емельяново постоянно садится Lufthansa Cargo. Но это исключительно технические посадки. Никакой груз не обрабатывается, так как разрешения на коммерческую деятельность у немецкого грузоперевозчика по Красноярску нет.
Нельзя сказать, что аэропорт не интересен авиакомпаниям. Скорее наоборот, такие гиганты авиарынка перевозок, как Emirates cargo, Cargolux, Etihad, TNT, да таже Lufthansa Cargo с удовольствием бы летали и обрабатывали грузы через Красноярск, но наблюдая, как их коллеги из World Airways уже год бьются за получение разрешения на полеты в Емельяново, от этой мысли отказываются.
Открытие неба, пусть и в одностороннем порядке, ситуацию может изменить коренным образом. И на данном этапе, это выгодно всем: и аэропорту с грузовым терминалом, и зарубежным авиакомпаниям, и даже Минтрансу. Что касается внутренних российских авиакомпаний, то они, похоже, и вовсе не переживают из-за возможного появления конкурентов с такими громкими именами.