В начале недели произошло авиационное происшествие с легким самолетом Ан-2 в Тоджинском районе Республики Тува. Данный инцидент получал разные трактовки: от жесткой посадки до авиакатастрофы. На борту находилось семь человек, включая пилота, когда при заходе на посадку в понедельник 22 августа в 3:30 дняпо местному времени, самолет разбился. Один человек погиб сразу, четверо находятся в тяжелом состоянии в больнице. Согласно классификации гражданской авиации, при наличии жертв подобное авиапроисшествие считается катастрофой.
Погибшим оказался не кто иной, как владелец данного судна Борис Чеботарев. Г-н Чеботарев занимал ответственный пост в структуре авиации общего назначения региона, будучи председателем Клуба и Федерации пилотов любителей АОН Красноярского края. Ему как никому другому должны были быть известны все нормы, требования и правила осуществления, как частных, так и коммерческих полетов на самолетах подобного класса. Однако расследование, которое было проведено в рамках уголовного дела, возбужденного согласно печально популярной в последнее время в России статьи Уголовного кодекса №263 (нарушение правил авиационной безопасности, приведшее к гибели людей), выявило резонансные факты.
Все началось с того, что самолет регулярно использовался для доставки браконьеров, осуществлявших незаконную рыбную ловлю на реке Соруг. Буквально месяц назад данный борт и его владелец задерживались Госкомитетом по рыболовству и охоте Республики Тува. Нельзя однозначно утверждать, что все пассажиры разбившегося рейса были браконьерами, но рейс выполнялся именно для доставки людей для осуществления рыбной ловли.
Выполнение данного рейса согласовано не было. В том смысле, что владелец не подал даже формальной заявки в Росавиацию, как того требуют правила выполнения частных полетов. Хотя и полет этот был, вряд ли, частным. За доставку шести рыбаков деньги, по-видимому, брались. Погибший владелец был не простым любителем, а руководил всей структурой любительской авиации края. Не знать и не понимать того, что он нарушает все писанные и не писаные законы, он не мог.
По предварительным данным причиной крушения стало неудовлетворительное состояние самолета и ошибка пилотирования при заходе на посадку.
Финальной каплей стала информация, что посадочная полоса, на которую собирался сесть Ан-2, была нигде не зарегистрирована и, вообще, обустроена нелегально. Такие полосы часто называют подпольными. Ее наличие только подтверждает тот факт, что рейсы для браконьерской ловли рыбы были регулярными, и деятельность велась с размахом, что понадобилось даже построить взлетно-посадочную полосу. ВПП была подготовлена на очищенном участке вдоль реки Соруг при помощи бульдозера, который был, по мнению следователей из Абакана, арендован в близлежащем заповеднике «Азас».
Развитие криминальной истории вышло, как в кино. Но сюжет, в котором российские заповедники готовят ВПП для авиационных браконьеров, не придет в голову ни одному режиссеру. А в жизни подобное случается. Остается надеяться, что данный случай, все-таки отложится в памяти российских любителей авиации общего назначения, и они будут относиться к организации полетов более системно и согласно закона.