Европейская ассоциация летного состава (ЕСА) обнародовала цифры, согласно которым подавляющее большинство ошибок, совершаемых летными экипажами, являются причиной чрезмерной усталости. Статистика говорит, что до 90% всех рейсов выполняются в условиях повышенных нагрузок в течение довольно продолжительного времени. К счастью, большинство ошибок удается вовремя исправить и это не приводит к авиационным происшествиям, но тенденция явно нежелательная.
Необходимость говорить о чрезмерной усталости у ЕСА появилась после того, как Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) заявило о возможности увеличения продолжительности ночных рейсов, выполняемых одним экипажем до 11 часов. В ЕСА в корне не согласны с принятием подобных норм.
Понятно, что авиаперевозчикам экономически выгодно отправлять в дальние перелеты не полуторные (с одним сменным пилотом), а одинарные экипажи. Но почему то EASA совсем забывает о безопасности пассажиров. Пилоты даже не скрывают, что иногда просто засыпают за штурвалом, и единственное, на что приходится рассчитывать – это автоматику самолета, которая моментально реагирует на отсутствие должного внимания со стороны экипажа. Но и автоматика не дает 100% гарантии, поэтому подобная норма крайне опасна.
Ситуация в России ничем не лучше. Тут еще накладывается фактор нехватки квалифицированных кадров. Опытные летчики в авиакомпаниях – на вес золота, но на них приходится и львиная доля нагрузок по выполнению особо сложных и продолжительных рейсов. Некоторые авиакомпании пытаются усиливать экипажи за счет введения в их состав пилотов стажеров. Но юридически такой экипаж не является усиленным, так как неопытный пилот не может самостоятельно пилотировать летательный аппарат. Основные пилоты все равно должны присутствовать в кабине и контролировать действия обучаемого, а значит, об отдыхе не может быть и речи.