Федеральная авиационная служба Российской Федерации выпустила предписание, согласно которого запретила эксплуатацию четырех самолетов типа Sukhoi SuperJet-100, принадлежащих авиакомпании Аэрофлот. Причиной подобного решения стали существенные технические проблемы, не позволяющие обеспечивать нормальную безопасную эксплуатацию. В частности, были зафиксированы проблемы в работе систем управления шасси и предкрылками.
Компания «Гражданские самолеты Сухого» уже объявила о созыве срочного совещания по этому поводу в Аэрофлоте и обещала «поставить на крыло» все четыре борта в течение следующей недели. Однако, по неофициальной информации, полученной от представителей Росавиации, проблемы у Аэрофлота с Суперджетами гораздо шире и серьезнее. На сегодня в авиакомпании есть десять самолетов, четыре из которых временно лишились свидетельства летной годности. Но в реальности летает вообще только три самолета. Остальные семь простаивают на земле по разным причинам, находясь на ремонте или ожидая поставки тех или иных запасных частей.
Справедливости ради стоит отметить, что эти самолеты являются первыми в линейке серийно выпускаемых, и, что называется, считаются сырыми, т.е. недоработанными. Еще в 2012 году Аэрофлот констатировал, что средний ежедневный налет самолета составляет около 4 часов при норме в два раза больше для воздушных судов региональной авиации. ГСС же настаивает на том, что Аэрофлот сам принимал решение стать лидерным эксплуатантом нового типа, получил огромные преференции и не несет прямых убытков от подобного простоя.
Что касается преференций, то они, действительно, были даны. Суммарно Аэрофлот заказал тридцать самолетов типа SSJ-100. На сегодня ему было поставлено 10 машин. При этом скидка на каждый самолет составила около 38%, т.е. если все заказчики платят в среднем за самолет 31 млн. долларов, Аэрофлоту Суперджеты обходятся по 19 млн. И это еще не все. Авиакомпания получает на безоплатной основе услуги по обучению летного и технического персонала, инжиниринговое обслуживание и ряд других технических сервисов. Но самое главное, что компания «Гражданские самолеты Сухого» взяла на себя обязательство заменить в ближайшее время недоработанные борта самолетами, выполненными в финальной комплектации.
С одной стороны, ситуация довольно неприятная, не делающая чести новому и выходящему на рынок типу самолетов. С другой – нужно комплексно смотреть на вопрос и не делать голословных выводов. Одни заботятся о продвижении нового продукта, другие обеспечивают авиационные перевозки, третьи отслеживают обеспечение безопасности – и каждый по-своему прав. Будем надеяться, что три стороны – ГСС, Аэрофлот и Росавиация – сумеют справиться с проблемой и найдут устраивающее всех решение.