Компания «Базовый элемент», принадлежащая Олегу Дерипаске и владеющая рядом авиакомпаний и аэропортов на Юге России (Краснодар, Сочи, Анапа и Геленджик), создал совместное предприятие с оператором аэропорта Сингапура «Чангли», компанией Changi Airports Group, совместное предприятие по управлению своими активами. В первую очередь речь идет об основном аэропорте – Сочи. Но, видимо, аппетит приходит во время еды, и совместное предприятие намеревается существенно расширить сферу своей деятельности. На днях компания заявила о своих намерениях приобрести еще пять российских аэропортов.
В сферу интересов Базеля и Changi Airports Group попали аэропорты в городах Иркутск, Калининград, Пермь, Уфа и Красноярск. На эти объекты приходится порядка 11% всего пассажиропотока в России. Если прибавить сюда уже имеющиеся у Базеля аэропорты на юге, то получится очень значительная доля рынке. О подобной монополизации пока никак не высказались в Росавиации и в Минтрансе, но это, скорее всего, связано с тем, что инвестиции в развитие региональных аэропортов волнуют авиационные власти больше, чем возможность монополии. Ведь сделка оценивается порядка двух миллиардов долларов.
Особую заинтересованность в сделках проявляет сингапурская компания. Ее выход на внутренний российский рынок аэропортовых услуг, причем сразу с получением в управления аэропорта Сочи накануне Зимних Олимпийских игр 2014 года, уже можно считать огромным достижением. А тут идет речь, чуть ли не о 15-17% пассажирооборота всей страны. Конечно, Changi Airports Group будет вкладывать с СП не только свой опыт и знания, но и реальные инвестиционные средства. Пока это порядка 200 млн. долларов. Кроме того, в СП принимает участие и Сбербанк, но не скрывает, что делает это с целью более выгодно перепродать свою долю в будущем. На сегодня банкиры говорят о 120 млн. долларов инвестиций. Оставшаяся часть денег будет вложена Базелем и привлечена за счет миноритарных инвесторов.