В конце апреля Министерством промышленности и торговли РФ был объявлен конкурс на разработку российского ближнемагистрального самолета нового поколения. Данный тип самолетов планировался стать третьим в портфеле российского авиапрома (вместе с SSJ-100 и MC-21), что позволит, с одной стороны, закрыть внутренние потребности в авиатехнике для российских авиаперевозчиков, а с другой – предложить внешнему рынку самолеты с более расширенной линейкой возможностей.
Подобный самолет, а точнее, проект, мог бы стать ничем иным, как прямым конкурентом тому же Boeing 737 NG или Airbus A320 NEO. Т.е. те, кто взял бы на себя подобную задачу, оказались в гораздо сложных, с точки зрения конкуренции, условиях, чем разработчики СуперДжет-100 или Самолета XXI века МС-21.
Правительство в этом году собиралось потратить на проект около 2,6 млрд. рублей. Условия конкурса включали не только разработку самого эскизного проекта модели самолета, но и проведения полного комплекса маркетинговых исследований, и поиск потенциальных заказчиков с подписанием предварительных соглашений о покупках, способных перейти при появлении машины в реальные контракты.
Но подобное предложение не вызвало интереса у потенциальных участников. Точнее, поступило только одно предложение (и то всего несколько дней назад) от Объединенной авиастроительной корпорации. Ни КБ Туполева, ни КБ Ильюшина, ни даже АНТК «Антонов» из Украины, не решились подавать подобные заявки и участвовать в конкурсе.
Следуя регламенту подобных мероприятий, Минпромторг РФ объявил конкурс несостоявшимся. Но тот же закон не мешает воспользоваться единственным поступившим предложением. Просто не будет никакой конкуренции и борьбы за лучшие условия.
В том, что вопрос разработки ближнемагистрального самолета возьмет на себя ОАК, никто не сомневался. Именно у данной компании накопился опыт и наработки по проектам SSJ-100 и MC-21, которые будут использованы. А вот причиной, по которой другие компании не подали заявки, называются вовсе не технические трудности, а неготовность взять на себя маркетинг и продвижение несуществующего пока самолета. Все постсоветские КБ привыкли работать по принципу «сначала создали самолет – затем пытаемся продать». А такой принцип сегодня, к сожалению, не работает.