Ситуация, произошедшая полтора года назад с самолетом польского Президента, будоражит мировую общественность и держит в натянутом состоянии польско-российские взаимоотношения. Сам факт гибели самолета и всех, кто был на борту, стал уже хоть и трагичным, но принятым фактом, как для поляков, так и для граждан других стран. Проблемным вопросом в течение всего времени, прошедшего со дня трагедии, является признание вины той или иной стороны. Но, похоже, в ближайшее время в данном вопросе может быть поставлена финальная точка.
Все предварительные данные о причинах и виновных в катастрофе на этапе проведения официального расследования были лишь предположениями и мнениями. Буря разразилась в январе текущего года, когда следственная комиссия АР МАК огласила официальные результаты. Польская сторона категорично не соглашалась с выводами комиссии, которые назвали основной причиной трагедии ошибочное решение экипажа продолжить заход на посадку в сложнейших метеорологических условиях, а не уйти на запасной аэродром. Была также сформулирована и системная причина, которая вызвала такие действия экипажа. Это общая недостаточная подготовка полета и экипажа для выполнения рейсов такого уровня.
Основной стороной, активно выражавшей несогласие с заключением комиссии МАК и поднимавшей вопрос среди польской и мировой общественности, является брат погибшего Президента Польши Ярослав Качинський. Г-н Качиньский высказывал много версий происшедшего. От невероятного предположения, что гибель самолета была спланирована и осуществлена российской стороной, до заявления, что тело Президента не было передано Польше и в Вавельском замке похоронен кто-то другой. Хотя в последствие данная информация была опровергнута самим Ярославом Качиньским, польская сторона приняла решение провести свое собственное независимое расследование. С этой целью, российские власти передали Польше все материалы расследования, и на днях на стол польского Премьер-министра лег отчет уже от польской комиссии.
Именно этот документ может поставить официальную точку в затянувшемся процессе выявления причин и снятия напряженности между двумя странами. Согласно предварительных данных, Польша может признать тот факт, что основными причинами повлекшими катастрофу, были ошибки именно польской стороны. Г-н Клих, руководитель группы экспертов от польской стороны, уже указывал ранее более десятка факторов, приведших к катастрофе, среди которых есть и данные об ошибке пилотов, и о недостаточной подготовке рейса и экипажа. Эта информация, по всей видимости, была дополнительно перепроверена следственной комиссией польского МВД во главе с Министром Миллером. Официально Варшава еще не объявила о выводах и своей окончательной позиции по вопросу. Доклад был представлен в конце июня и после его изучения Премьер Туск дал распоряжение перевести документ на русский и английский языки для официального обнародования. Данная работа должна быть выполнена к концу июля.
В прессу уже просочилась определенная информация о содержании документа. В первую очередь, она касается главного факта - факта признания Польшей своей вины в авиакатастрофе. Не понятно, будет ли в официальном оглашении представлена полная версия польского результата расследований или только часть, содержащая факты, но не содержащая конкретных имен и должностей виновных. Есть мнение, что информация по конкретным лицам (а их около 150 человек) не будет обнародована и будет рассматриваться только как внутренний вопрос Польши.
Остается надеяться, что официальное сообщение о результатах работы польской комиссии примирит все несогласные стороны, и не будет более оказывать негативного влияния ни на работу авиационных структур, ни на польско-российские взаимоотношения.