Московский аэропорт «Шереметьево» может стать самым дорогим объектом аэропортовой структуры, финансируемый за счет государственного бюджета. Причина тому – заявленная стоимость на выполнение второй очереди реконструкции «Шереметьево», которая была оглашена Федеральным государственным предприятием «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов РФ». Она составила почти 8,5 млрд. рублей, что является наибольшей суммой, выделяемой когда-либо из бюджета на российские аэропорты.
Вторая очередь реконструкции пока определена довольно условно. В ходе работ планируется значительное обновление ВПП-1 с заменой всего искусственного покрытия и светосигнальной аппаратуры, постройку дополнительной магистральной рулежки, обновление сразу двух перронов (место стоянки самолетов при высадке-посадке и между вылетами) с западной и восточной сторон в «Шереметьево-1», реконструкция всей системы автодорог по территории аэропорта и даже постройка двух станций по противообледенительной обработки самолетов. Но это только наброски.
Сейчас требуется создать проектную документацию, в которой будет дано более точное техническое описание всех работ. Для создания проекта «АГА» объявило тендер среди потенциальных застройщиков. На разработку документации победителю тендера будет выделено 70 млн. рублей. В свою очередь, все проектные работы должны быть закончены уже к концу следующего года, так что придется поторопиться.
Потенциальных претендентов на такой «лакомый» кусок бюджетных средств два. Первый – компания «Мостотрест», которая сегодня уже проводит комплекс работ по реконструкции первой очереди. Второй называют компанию «Трансстрой». Это представитель группы Олега Дерипаска («Базэл»), которая усиленно пытается увеличить свою долю на рынке строительства и управления крупнейшими российскими аэропортами. Например, олимпийский Сочи уже под управлением «Базэля». В «Шереметьево» «Трансстрой» уже сегодня занимается созданием ВПП-3, так что шансы на победу со второй очередью реконструкции у компании также довольно велики.
Что касается общей статистики затрат государства на реконструкцию российских аэропортов, то на 2014 – 2015 годы (именно в этот период будут реконструировать вторую очередь в «Шереметьево») заложено порядка 48 млрд. рублей бюджетных средств. Т.е. 1/6 придется только на один российский аэропорт, а 5/6 должны быть перераспределены между сотнями других. Как тут не говорить об элитарности и эксклюзивности «Шереметьево». Конечно, данный аэропорт является одним из основных в стране, но разве правильно делать «конфетку» только на избранных объектах, а остальную массу аэропортов оставить один на один со своими проблемами и без финансовой поддержки государства.