Одной из задач Министерства по чрезвычайным ситуациям является эвакуация больных и тяжелораненых. Но состояние пострадавших бывает различной степени тяжести и в наиболее сложных случаях использование обычных транспортных самолетов, бывает невозможно. Во время перевозки тяжелых больных приходится использовать различные комплексы поддержания жизнедеятельности, а иногда, и проводить операционное вмешательство непосредственно во время транспортировки.
С этой целью сегодня используются специальные медицинские модули, позволяющие осуществлять интенсивную терапию и вентиляцию легких. Модули были специально разработаны российскими специалистами и не имеют конкурентов во всем мире. В качестве самолетоносителя применяются Ил-76ТД, находящиеся в авиационном подразделении МЧС. При необходимости на них устанавливают данные медицинские модули, и выполняется эвакуация пострадавших.
В каждом модуле может быть размещено четыре пациента. Всего в Ил-76 входит пять модулей. Среднее время на переоборудование самолета и развертывание медицинского комплекса составляет не более 20 минут. Таким образом, за один рейс один борт может перевезти до 20 пострадавших в крайне тяжелом состоянии. Например, подобная схема использовалась при массовой эвакуации тяжелораненых после трагедии, произошедшей в Перми в 2009 году, когда нужно было доставить в Москву большое количество людей с сильными степенями ожогов.
Но не всегда имеется необходимость использовать такой большой самолет, как Ил-76ТД. Порой, в эвакуации нуждается один или несколько человек, и направлять за ними целых летающий госпиталь достаточно дорого. Да и не всегда есть время на подготовку и развертывание оборудования модулей. Счет, бывает, идет на минуты и самолет должен вылететь немедленно.
Для решения данной проблемы управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС РФ приняло решение усилить состав медицинской авиации и впервые приобрести специализированные медицинские самолеты. Особенность данных самолетов заключается в том, что они не используют никакие съемные модули. Все необходимое оборудование установлено на борту изначально.
Выбор был сделан в пользу медицинской версии самолета Ан-148. Если Ил-67ТД называют медицинским госпиталем, то Ан-148 в мед варианте можно образно назвать летающей операционной. МЧС закупит два первых самолета в 2012 году. По имеющимся данным, пока Ан-148 никогда не изготавливался в таком варианте. Поэтому отсутствует информация о конкретном оборудовании, которое может быть на борту самолета. Возможно, там будет использован состав, аналогичный применяемым сегодня медицинским модулям, а также комплектация будет производиться согласно сформированного специалистами МЧС и Министерством здравоохранения технического задания.