Министерство промышленности и торговли разработало перечень самолетов, которые будут запущены в производство и поддержаны государством в рамках Программы развития региональных и местных авиаперевозок. Все началось еще в августе, когда Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал указания Министерствам транспорта и промторга подготовить перечень наиболее перспективных самолетов, на которые будет делаться ставка в ходе реализации программы господдержки. Минтранс собрал от авиакомпаний предложения и переправил их в Минпромторг. Самым интересным можно назвать тот факт, что, например, самолеты с пассажировместимостью от 20 до 40 человек оказались практически не востребованы, а вот ЛА (летательные аппараты) на 9 – 19 мест, наоборот, очень нужны.
После получения «списка пожеланий» от авиакомпаний, Минпромторг составил перечень летательный аппаратов, который будет предлагаться в каждом из имеющихся сегментов. Все эти самолеты будут поддержаны финансово государством, как на этапе запуска в производство, так и на увеличении его объемов, в зависимости от того, на какой из стадий в России находится проект.
В сегменте до 9 пассажиров предлагается освоить в России выпуск двух типов самолетов. Первый – это модернизированный вариант Ан-2. Тут даже речь будет идти не о создании самолета с нуля, а о проведении восстановительных работ с последующей модернизацией на уже существующих летательных аппаратах. Всего планируется выпускать 130 обновленных Ан-2 в год. Второй – частная разработка самолета для местной авиации из Казани. Компания «Мвен» предложила проект Expedition, существующий пока в виде эскиза и модели. Министерство собирается вкладывать деньги в дальнейшую разработку данного проекта.
Сегмент от 9 до 19 пассажиров вызвал наибольший интерес, а значит, было подготовлено и несколько предложений. В России собираются развернуть производство самолетов EVector EV-55 и DHC-6 Twin Otter, закупив технологии и лицензии соответственно в Чехии и Канаде. По обоим самолетам уже имеются подписанные соглашения и выбраны производственные партнеры. EV-55 будет выпускаться компанией «Вектор Эн Джи Рус», а DHC-6 Twin Otter – корпорацией «Витязь». Оба производства будут развернуты в Ульяновской особой экономической зоне. Но Минпромторг не исключает и возможности запуска проекта разработки собственного варианта самолета подобного класса (9-19 мест).
В сегменте от 20 до 39 самолетов, хоть он и был назван как наименее востребованный, Минпромторг собирается предлагать модернизацию Як-40. С этой задачей прекрасно может справиться минский авиационно-ремонтный завод. Потребность до 12 самолетов в год не требует каких-либо значительных инвестиций в производство данной модели. Хотя, в Минпромторге не исключают возможность пересмотреть данный вариант и приступить к созданию нового самолета с подобной пассажировместительностью. Правда, если перевозчики все же пересмотрят свои приоритеты.
С самолетами большей пассажировместимости все было понятно и до подготовки подобного документа. Для региональных перевозок базовым самолетом в классе 40-60 пассажиров остается самолет Ан-140. От Самарского авиазавода «Авиакор» рассчитывают получить минимум 50 самолетов до 2020 года. В сегменте от 60 до 80 человек лидером остался Ан-148. В Воронеже на ВАСО нужно построить минимум 85 самолетов за тот же период. А в сегменте 80 – 100 пассажирских кресел бесспорно был назван самолет SSJ-100. Тут производитель обещает выйти на выпуск до 450 самолетов суммарно до 2020 года, что значительно перекрывает текущие нужды на самолеты данного класса.
Программа не является финальной. Комментарии и мнения будут собираться до середины 2013, после чего будет дан официальный старт и начата оказываться финансовая государственная поддержка проектам.