Казанская авиакатастрофа инициировала очередную попытку государства навести порядок в сфере авиаперевозок по средствам изменения законодательства. Правильнее было бы даже сказать, речь идет о его ужесточении. В России хотят запретить ввоз самолетов зарубежного производства, возрастом старше 15 лет. Инициатором подобной нормы стал Комитет Госдумы по вопросам промышленности. Депутат Гутенев, который является заместителем председателя данного комитета, предложил ввести данное ограничение уже со следующего года. Дальше – больше. С 2015 года возраст импортируемой техники предлагается ограничить 10 годами. А если самолету более семи лет, перед выдачей сертификата летной годности проводить обязательные предполетные испытания.
Подобная практика уже случалась. Когда разбивались самолеты советского периода, в частности, после катастрофы в Петрозаводске самолета Ту-134, Правительство собиралось резко ограничить эксплуатацию подобных летательных аппаратов. Тоже самое происходит сегодня и с зарубежным «старьем». Инициатива правильная конечно. Но, как и в случае с самолетами советского периода, остается один незакрытый вопрос – какая альтернатива. Где и по какой цене авиакомпаниям покупать новые самолеты?
В сегодняшнем законопроекте говорится о поддержке отечественного производителя, стимулировании компаний, берущих и дающих в лизинг российскую авиатехнику. Даже собираются поощрять тех, кто поставляет российские летательные аппараты на экспорт, что, якобы, повышает их привлекательность и на внутреннем рынке. Но каких-то, более конкретных действий в этом направлении не приводится.
Даже если закон и введут, вряд ли это будет действенной мерой. Ввоз старого импорта ограничится, но и у российских авиакомпаний начнутся проблемы с пополнением парка. А может инициатива вообще сойдет на нет. Страсти по катастрофе в Казане поулягутся, и чиновники оставят в покое мало актуальную тему. И что, в данном случае, более выгодно для российской авиации, можно только гадать.