Недавно российско-украинский проект по производству самолетов Ан-148 неожиданно столкнулся с таким случаем, как отказ покупателя от заказанной ранее продукции. Речь идет о сделке по поставке двух самолетов для Министерства обороны Мьянмы. Сам контракт был заключен еще в 2009 году. Это стало первое соглашение по поставке Ан-148 зарубежному заказчику, первое, которое должно было быть реализовано без привлечения лизинговых компаний. Все предыдущие поставки осуществлялись с участием «Ильюшин Финанс Ко.» и только внутренним заказчикам.
Самолеты должны были быть поставлены еще в 2010 году. Однако, этого не произошло, так как покупатель в лице Правительства Мьянмы, начал затягивать вопрос по оплате первой части стоимости контракта. Сначала вопрос просто «завис», но недавно Мьянма все таки отказалась от покупки официально. Что послужило причиной отказа – доподлинно неизвестно. Конечно, катастрофа, которая случилась весной этого года, оказала свое негативное воздействие на заказчика. Тогда на борту самолета Ан-148 находилось два пилота ВВС Мьянмы, которые должны были совершить испытательный полет и предоставить свое заключение о возможностях самолета. Гибель самолета и пилотов под Белгородом, похоже, стала началом конца. Не исключено, что не все так гладко и с финансированием внутри Мьянмы, но, вряд ли это стало причиной отказа. Если бы не неуверенность иностранного заказчика в возможностях самолета, деньги были бы найдены.
Сегодня оба самолета готовы к передаче, но кому их передавать – большой вопрос. Для Объединенной авиастроительной корпорации задача поиска нового покупателя на данные борта затрудняется тем, что кабины самолетов выполнены с английским вариантом надписей, обозначений, приборных досок и т.д. Потенциальных иностранных заказчиков у Ан-148 пока нет, а поставлять на внутренний рынок российский самолет с англоязычной пилотской кабиной достаточно проблематично. Далеко не все пилоты российских авиакомпаний, тем более небольших региональных перевозчиков, имеют опыт «общения» в зарубежной англоязычной авиатехникой. А сегодня именно авиакомпании, наподобие иркутской «Ангара», являются целевыми для проекта Ан-148.